Сибирские огни, 1976, №9

огромной силой прозвучали стихи и поэ­ мы А. Твардовского, А. Суркова, М. Иса­ ковского, Н. Тихонова, К. Симонова, М. Алигер, О. Берггольц, П. Антоколь­ ского, ряда других поэтов — о ратном подвиге воинов, о мужестве осажденного Ленинграда; в центре внимания каждого художника были воины, непосредствен­ но уничтожавшие врагов. В советской поэзии военных лет, если даже затраги­ валась тема трудовых свершений, то, к ак правило, их итог изображался через восприятие фронтовиков, участников боев, а никак не «изнутри», с точки зре­ ни я тех, кто работал у станка или рас­ тил трудный хлеб. Стихи Е. Стюарт в какой-то мере вос­ полняют этот пробел. В них запечатлены думы наш их женщин, строй их чувств, мир их забот, их тревоги о близких, воюющих на фронте, их беспокойство о детях, их готовность к самопожерт­ вованию. Е. Стюарт умеет через скупые детали отдельного ф ак та сказать о многом. Стихотворение «На путях» — это, если судить по содержанию, «всего-навсего» зарисовка «осеннего хмурого утра, ва­ гонов на рельсах рядком. В них дети и у тлая утварь и горе на тряпках ничком». Дальше мы увидим всю картину — «вагоны, да рельсы, да шпалы , да птицы н а серых столбах...» И в сердце войдет щемящ ее чувство сопричастности к горю тех, кого враг вынудил покинуть домаш­ ний очаг, родные места. И вот завер­ ш ается строфа: Спят дети, и жалкая рухлядь, И горе в тревожных сердцах.., И только седая старуха РЩ Бессонно сидит на узлах... Эта «седая старуха» вдруг становится для нас олицетворением народного го­ р я — и легко себе представить, что такие строки звали на бой с врагом не менее убедительно, чем прямой призыв ото­ мстить. Книга «Города будущего» получила название по заглавию одного из стихо­ творений, в котором Е. Стюарт пыталась заглянуть в завтрашний день, чтобы увидеть облик нашей победы. Мечта о городах, которые народ воздвигнет после войны, где будет жить «человеческая радость» и звучать музыка, такж е звала к разгрому врага: Нас подымает в наступленье Мысль, что недолог срок, когда Мы на полях былых сражений Заложим эти города! И хотя стихотворение это автор впо­ следствии не включал в свои книги — есть в нем декларативность, есть «об­ щие слова», столь чуждые Е. Стюарт,— оно выраж ало одну и з существенных тем ее творчества военных лет, тему неиз­ бежности нашего торжества над ф аш и ­ стской нечистью. </ Следующая книга стихов Е. Стю­ арт — «Второе рождение» (Новосибирск, 1945) — показала, что мастерство Е. Стю­ арт крепло, что она все увереннее на­ щупывала свою дорогу. Ей не нужно было далеко идти за материалом для своих стихов — она видела глубинйый смысл будничных событий повседневно­ сти и в них находила то, что становилось предметом ее поэзии. Е. Стюарт близки и понятны пережи­ вания матери, проводившей сына в грозное сражение. Поэтому-то стихотво­ рение «Сыну» воспринимается как под­ линный монолог матери: Мой сын, мой мальчик!.. Я тебя Любить учила в небе звезды. Не обижать других ребят, Не разорять сорочьи гнезда. Чтоб ты хорошим подрастал. Чтоб злым не подражал проказам... А ты передо мной стоял Нетерпеливый и чумазый. Мать вспоминает и минуты, когда сын, увлеченный мальчишескими забавами,— «родной, растрепанный», «не мамин», и вечера, когда он излучает «неотразимую детскую ласку», когда «мне была твоя душа птенцом, пригревшимся в ладони». Этот удивительный образ птенца в л а­ дони подкреплен прелестной бытовой деталью: И. сонного, я на руках В кроватку относила сына,.. Как ноша матери легка! Как час разлуки отодвинут! Оттого, что дорогие матери воспоми­ нания освещены горьким светом недав­ ней разлуки с сыном, строфа эта за ­ ставляет испытать властное чувство сопереживания чужим тревогам... Впро­ чем, могут ли быть «чужими» тревоги человека, близкого нам? А чувства матери делают ее близкой каждому. Заметим, что мать, учивш ая сына «лю­ бить... в небе звезды», беречь все живое, всем сердцем ж елает ему боевой удачи: «...Ты сильней врага в бою, ты победишь, я верю в это». Т ак возникает в стихотворении тема справедливой войны против фашизма, самим своим существованием оскорбля­ ющего жизнь, тема, решенная, как это свойственно Е. Стюарт, в проникновен­ ных лирических строчках без единого громкого слова. Сказанное вовсе не означает, что н ай ­ денное автором решение — единственное. Другой поэт будет решать эту тему в иной, эпической, патетической тональ­ ности. Речь идет об умении Е. Стюарт наполнить лирическое стихотворение гражданственным чувством. Среди произведений Е. Стюарт, напи­ санных в годы войны, особое место за ­ нимают стихи, навеянные поездкой на фронт в составе делегации трудящихся Новосибирска. Они, соседствуя со стро­ ками, запечатлевшими многое из того, что в годы войны именовалось «глубо­ ким тылом», раздвигают рамки изоб­ раженной автором военной действи­ тельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2