Сибирские огни, 1976, №9
Е. Стюарт э т р й маленькой, двадцати страничной книжке? Поэт, обращаясь к своему современ нику, восклицает: Твоя судьба должна быть с нашей схожа, И, если ты все испытал, тогда Мы скажем — да, он вместе с нами прожил Суровые и грозные года! Здесь трудная доля соратника в неви данных сражениях выступает как самая завидная у ч а с т ь тех, кто делил все невзгоды со своим народом. И н а града за эту причастность к общему горю и общей радости необычайно высока: 1 Мы вместе жили, погибали, бились, И мы войдем в бессмертье навсегда. Нан после боя вместе мы входили Во взятые обратно города... В стихах Е. Стюарт, написанных в первые месяцы войны, настойчиво за звучали мотивы духовного единства советских людей. Лирическая героиня поэта живет не только чувством слиян- ности со своими современниками—сорат никами и единоверцами, но и ощущает прочные связи с теми, кто будут «жить на много лет поздней». Так возникает живая связь разных поколений, преем ственность, непрерывная эстафета свер шений: «Если друг... придет к тебе» — За то. что я теперь не долюбила. Отдай всю нежность и любовь свою. Над колыбелью сына наклоняясь, Ты улыбнешься в тигрине ночной... Люби его. от горя охраняя. За всех детей, не выношенных мной. В этих строках — Самоотречение и редкий дар радоваться счастью другого человека, готовность принести любую жертву во имя грядущих поколений. Война была тягчайшим испытанием для народа. Но война стала и школой воспитания, школой зрелости для мил лионов; бедствия тех лет с невиданной силой обнажили «душ золотые россьгпи», покоряющую красоту советских людей. В огне войны закалялись характеры . Военные будни в значительной степени сформировали и Е. Стюарт как человека и литератора, определили ее характер, ее восприятие действительности. Это ска зывается и в сдержанности выражения чувств лирической героини. Казалось бы, на первый взгляд, невозможно гово рить о войне, о страданиях, принесенных ею, без вскрика, без подчеркивания сво его отношения к происходящему. Между тем. Е. Стюарт нигде не повы шает голоса, она, судя по всему, доволь ствуется если не шепотом, то разговором с собеседником, стоящим рядом. В ее стихах нет того, что можно было бы назвать выступлением с трибуны перед многотысячной аудиторией, она обра щается к каждому слушателю отдельно. Е. Стюарт умеет создать в своих стихах, если можно так выразиться, атмосферу тишины —такой тишины, что, кажется, слышишь удары собственного сердца. И на фоне этой тишины негромкая чело веческая речь может восприниматься во всем богатстве ее оттенков. С этой чертой творчества очень тесно связана и другая, не менее существен ная — всепоглощающее стремление ху дожника быть правдивым. Боязнь — именно боязнь! — громкого, выспреннего слова, желание быть очень точным, что бы «антураж» строки не скрыл от чи тательского глаза, от читательского серд ца ее внутренней сути, во имя которой эта строка создана,— вот что определяет многое в стихах Е. Стюарт, в их поэтике. И, как следствие этого, в книге «Горо да будущего» стихи «опираются» на самые простые, самые что ни на есть будничные ф акты . Конечно, это факты , которые были возможны только во вре мя войны, но в них нет того из ряда вон выходящего, что могло бы привлечь внимание человека, который ищет лишь необычное, эффектное, заметное с пер вого взгляда. Строки, написанные Е. Стюарт в годы войны, могут быть восприняты как л е топись будничных событий военного времени. Нам сохранит навеки память, Как, враз перечеркнув покой, Цолзли орудия ночами По потрясенной нюстовой. Последняя строка подчеркнута ав тором; это подчеркивание напоми нает не только о пушкинском пер воисточнике, но и о том, что мостовая по трясена не «тяжелозвонким скаканьем» Медного Всадника, а вполне реальной многотонной тяжестью орудий, двигаю щихся на фронт. Впрочем, вернемся к стихотворению и проследим, какие еще детали «нам сохранит навеки память»: Как наши маленькие дети Играли под окном в войну, Как налетал горячий ветер. Взметая пыли пелену. И как, предвидя все утраты. Был город грозно напряжен, Отметив дверь военкомата Толпою молчаливых жен... В числе этих подробностей — и «мар шировки топот ровный», и «песни в тесных поездах». Может поначалу воз никнуть даже недоумение — да полно, это ли главное? Но, оказывается, то, о чем повествует Е. Стюарт,— главное. В ее стихах нет картин боев, нет эпизодов, которые при нято именовать героическими, но в них есть героическая повседневность, в них есть множество примет мужества, кото рыми были отмечены те дни. В советской литературе военных лет тема тыла, его вклада в победу была освещена несравненно слабее военной, «фронтовой» темы] Если в прозе о труд ном подвиге народа повествовали «Ис пытание» А. Первенцева, «Клятва» Ф. Гладкова, «Огни» А. Караваевой, то в поэтическом жанре аналогий поч ти нет. Естественно, что в годы сражений за свободу и независимость страны с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2