Сибирские огни, 1976, №9
права на место в периферийном универ сальном издании, объединяющем в себе не только «толстые» и «тонкие» ж ур нальные формы, но и крокодильские и мурзилкины функции. Профессионально выполненный рас сказ С. Бухаева «Мосток через Чичиху» (1975, № 3) поначалу привлекает ориги нальностью и цельностью характеров, в особенности девушки Ульки, — с ее «ошалело восторженными глазами» и безоглядной верой в любимого человека. Однако где-то в развитии событий нам е чается нечто знакомое, идущее от ш ук шинской «Калины красной» — и блатное прошлое, что пытается мстить герою рассказа, вчерашнему домушнику Сань ке, и друзья из этого прошлого, и его готовность биться за обретенное счастье. Хотя в рассказе С. Бухаева нет трагиче ской развязки и Санька, в отличие от Егора Прокудина, действует наступатель но, трудно уйти от ощущения вторично- сти, некоторой проторенности сюжетной дорожки. Внимателен «Байкал» к поэзии. В к аж дой книге массивы прозы прослаива ются подборками стихов. Русские поэты охотно переводят своих бурятских кол лег, а такж е поэтов других республик — украинских, киргизских... Преобладает лирика. Единственная поэма «Хатан- Уула» Владимира Петонова — все же скорее цикл лирических стихов о родине. (1975, № 4). Много стихов о строительстве Б ай к а ло-Амурской магистрали. БАМ видится поэтам Бурятии не с птичьего полета, не в глобальном масштабе, и уж , разумеет ся, не_в командировочной суете, и лири ческий герой их стихов во многом отождествляет себя со строителями ма гистрали. «Таежный миллиметр» — так названо стихотворение Вл. Куковякина (1976, № 2). Ему предпослана в качестве эпи графа коротенькая, но впечатляющ ая статистическая справка: «Миллиметр Байкало-Амурской магистрали стоит че тыре рубля». Так, через микромасштаб цены миллиметра раскрывается макро масштаб стройки. Завершают стихотво рение строки: I И сколько стоит миллиметр. Никто не знает лучше нас. Так может сказать человек, испыты вающий себя на работе и знающий, «по чем фунт лиха». Для Михаила Шиханова БАМ начина ется «с комаров, розовых от крови, с волдырей на вспотевших руках». Это не мешает ему видеть перспективу, светлое будущее своего «застенчивого поселка» Нижнеангарска: Смотрят окна чисто и счастливо, Смотрят окна, щурясь от пурги. Николай Дамдинов назвал свое стихо творение «Первопроходцы» (1975, № 3); оно — о традициях, о тех, кто начал вторжение в таежную глушь, — о строи телях 30-х годов и нынешних бамовцах: И видится мне, как в тайге упрямо. Не поддаваясь яростной пурге, Горит костер первопроходцев БАМа,— Вновь брошен вызов вековой тайге! И — неиссякаемая для лирики тема войны. До боли щемящ е написал о войне Виктор Гуменюк в стихотворении «Вдовье поле, 1944» (1975, № 5). Молодой поэт не был, разумеется, очевидцем то го, о чем он пишет. Но в том и сила сти ха, что слова о вдовьем поле военной годины приобретают плоть и кровь не пререкаемой подлинности: В страшном сне такая пахота приснится. Чтобы так... без лошаей, без мужиков... Может быть, лучше других выразил современное ощущение войны Цырен- Дондок Хамаев в маленьком сюжетном стихотворении «Надежда» (1976, № 2) — о старой женщине из далекого улуса, до сих пор принимающей каждого входяще го в ее «низенький дом» за не вернувше гося с войны сына. В крохотной стихот ворной новелле сгущена неугасимая боль, до наш их дней обжигающая материнские сердца. Сила стихотворения не в отдель ны х ударных строках—их, пожалуй, и нет в нем,— а в сильно найденной ситуации. И тот же мотив несостоявшегося воз вращ ения , и неостывающей надежды слышен в стихотворении Николая Т ара сова «Был женщине под утро сон...» (1975, № 5). Ж урнал широко отметил 150-летие со бытий на Сенатской площади, поместив, кстати, цикл стихотворений Марка Сер геева «Декабристы» (три лирических стихотворения о трех героях восстания— «Иван Пущин», «Иван Горбачевский», «Михаил Лунин») и цикл Виктора Гуме- нюка — «На поселении в Селенгинске», «Гость желанный» и «Успенская цер ковь». По всему видно, стихи написаны не к дате, а вытекаю т естественно и не обходимо и з творческих интересов поэ тов края, где нашли себе приют и моги лу многие из «воинов-подвижников». Критика и библиография — не самая сильная рубрика «Байкала». Статей и рецензий в журнале попросту мало. Есть номера, где ни одной критической статьи, ни одной библиографической заметки (к примеру, № 6-й за 1975 г.). Но суть, разумеется, не в количестве критических выступлений. Оставляет желать лучшего содержание статей и ре цензий, их эстетическая оснащенность. Редки проблемные и обобщающие статьи, не часто делаются попытки разобраться в насущных задачах лите ратурного процесса наших дней, выявить тенденции развития к ак бурятского, так и русского «ры л а литературы респуб лики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2