Сибирские огни, 1976, №9
Где-то в конце повествования русский мудрец Симеон-летописец, отвечая на во прос: «Для чего, отче, летопись?»,— гово рит: «У дерева есть корни, у людей про шлое. Отсеки корни — усохнет дерево. То же бывает и с людьми, если они жизнь своих дедов и отцов не пожелают знать. Человек приходит на землю и уходит, а дело его — алое или доброе — остается, и от того, какое дело оставлено, живущим — радость, либо тягота и го ре. Дабы не увеличивать тягот и не мно жить горя, живущие должны знать, от куда что происходит». В этом и смысл той художественной задачи, которую поставил перед собой автор обширного исторического повествования. Не просто поведать в картинах и фигурах о про шлом, занятно рассказать о дале.ких-да- леких днях, а высветить в прошлом истоки добра и зла в современном мире, «дабы не увеличивать тягот и не мно жить горя». «Жестокий век» И. Калашникова кон цептуален. За бесконечным калейдоско пом картин и лиц, щедро разбросанных по его страницам, можно различить идейный пафос художника. В центре романа одна из наиболее вы дающихся и зловещих фигур азиатского средневековья — завоеватель и покори тель племен и народов, монгольский пол ководец Тэмуджин-Чингисхан. И рядом многочисленные его родные и сподвиж ники, разноликие противники, — широ кая историческая галерея, охватываю щ ая весь пестрый калейдоскоп лиц раннефеодального кочевого государства. С образом Чингисхана связаны основ ные темы романа: человек и народ; вой на, мир и труд, смерть и бессмертие. Чингисхан, изображенный в «Жесто ком веке», выступает как типичное воплощение героя, выдвинутого племен ными, национальными интересами и по степенно теряющего связь с народом, с племенем. Чингисхан, упоенный беско нечными удачами и победами, начинает воспринимать себя как особую личность, коей все дозволено и все подвластно. Только смерть не подчинена его власти, но это каж ется ему каким -то недоразу мением, которое вот-вот прояснится, и тогда уже ничто не ограничит его дес потию. Как все это созвучно наш ему вре мени, когда, вопреки историческому опы ту, то и дело появляются временщики, убежденные в беспредельности своих прав и своей исключительности — от китайского божка Мао до маленького генералиссимуса Франко... Много места в романе занимают кар тины войны. Кажется, редкая глава об ходится без батальных эпизодов. Война— стихия, в которой лучше всего себя чув ствует х ан Тэмуджин, впоследствии н а реченный Чингисханом. Но если вначале войны для него — необходимое средство защиты от чуж еземных завоевателей, то затем они становятся содержанием его жизни, единственным средством самоут верждения, его радостью и счастьем. Обнаженный меч в руках удачливого воителя становится символом жизни, воплощением всех ее ценностей. «Стоит бросить меч в ножны и его начнет есть ржавчина», — изрекает Чингис. И его предсмертное завещ ание все о том же: «Ведите воинов в битвы, не останавли вайтесь, завоюйте все земли». Всей логикой действия автор развен чивает воинственную философию своего героя. Меч, всегда обнаженный, постоян но занесенный над очередной жертвой, тоже ржавеет — от крови. Ржавчиной покрывается душа того, кто неустанно размахивает им. И наступает коррозия сердца и разума. Ореол Чингисхана меркнет в глазах лучших людей и з его окружения, когда проясняется его м аниакальная цель — стать единственным повелителем всех народов мира, диктатором над человече ством. «А я все явственнее вижу: мир во вселенной наступит тогда, когда копыта моих коней растопчут всех шахов, им ператоров — всех до единого...». От него отворачиваются друзья. Он слышит ф альш ь в славах и поступках своих приближенных: «Что бы ни ск а зал — соглашаются... Временами он чув ствует вокруг себя пустоту, и тогда хо чется, чтобы кто-то начал спорить, горячо и безоглядно... Что это? Вера в него или боязнь разгневать несогла сием?» Он терпит поражение в семье. Все больше и больше отдаляется самый луч ший из сыновей — Джучи, которому становится отвратительной неиссякаем ая истребительская м ания отца. Джучи осуждает войну к ак средство достижения мира, он не верит, что ненависть — путь к взаимопониманию : «Неужели и наро ды должны пройти через то же,— рас суждает он,— чтобы понять друг друга?» Ему непостижима бесчеловечная фило софия отца, заклю ченная в сравнении человека с травинкой. Безбрежные просторы романа вовсе не означают эссеистской расплывчатости, композиционной аморфности и языковой небрежности. В романе «Жестокий век», в общем, построенном на хронологиче ском принципе, может быть, имеются страницы не совсем обязательные, без которых книга могла бы существовать. Но в целом расстановка и компоновка его частей и глав продиктованы идейно- тематическими задачами. Автор вним а тельно прослеживает процесс распада души Чингисхана под воздействием па губной дл я человека страсти возвеличе ния над людьми средствами войны, си лою меча. И этой теме посвящено все. Противопоставление человека труда герою-завоевателю воплощено в самой композиции романа: параллельно судьбе Чингисхана в «Жестоком веке», разум е ется, в иной масштабности, разверты ва ется судьба его сверстника Тайчу-Кури. Они родились в один день и жили все время где-то рядом. Искусные стрелы, что делал Тайчу-Кури, заполняли кол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2