Сибирские огни, 1976, №9
роши в повести дети — бурятский маль чик Агван и русская девочка Вика, эва куированная из Ленинграда. Дружба детей описана лирично, ей посвящены самые трогательные, поэтичные стра ницы повести. И наконец — повесть-детектив, со все ми ее «классическими» атрибутами — шпионами, убийствами, отравлением цианистым калием, следователями, разу меется, и многими другими обязательны ми в произведениях этого рода подроб ностями, вплоть до соблазнительной блондинки на сочинском пляже. Речь идет о «приключенческой повести» В. Стрелкова «Прыжок на юг» (1976, № 2). Чтобы определить, «кто есть кто» в этой повести, не надо обладать обост ренной наблюдательностью Шерлока Холмса. Достаточно бегло взглянуть на внешность персонажа. «Губы Шлихтера покривила презрительная улыбка, длин ные, словно пергаментом обтянутые пальцы сделали первые па нервного танца» Ясно — от такого человека ниче го доброго не жди, он весь, как на ладо ни, даром, что матерый шпион. С такой ж е легкостью догадываемся мы об агенте Вебере с его «аскетически непроницае мым лицом». Про одного персонажа ска зано, что в его лице нет «ничего выдаю щегося, если не считать чисто выбритого подбородка, очень похожего на лестни цу...». И хотя трудно представить себе этот ступенчатый подбородок, ясно, что у порядочного человека такого уродства быть не может. Не менее определенны жесты и пси хологические переживания персонажей. Если это враг, то у него «желваки шеве л ят мочки ушей», в критические минуты с ним случается и такое: «Желваки под катились к самым ушам и там застыли». Такой злодей виден уже по тому, к ак он к столу приближается «легкими коша чьими движениями», а глаза глядят «со свирепой насмешкой». Персонажей поло жительных тоже узнать не трудно, хотя бы по тому, как их «пронзает тревож н ая мысль», а «по лицу пробегает грима са боли». Детективный ж анр доказал, что имеет право на место не только в популярных сериях, но и в художественном журнале. Яркий пример тому роман «В августе сорок четвертого...» В. Богомолова, став ший явлением литературы . Я назвал бы еще повести М. Черненка из цикла «Следствием установлено». В каждом случае остросюжетное построение слу жит писателю средством анализа и реш ения серьезных социально-нравст венных тем. «Прыжок на юг» — в худо жественном журнале — инородное тело. Крупнейшей публикацией «Байкала» за обозреваемое время, несомненно, я в ляется вторая книга исторического ро мана И. Калашникова «Жестокий век». Она начата в 3-м номере за 1975 год и кончается в первом номере текущего го да. Роман занимает чуть ли не половину всей годовой журнальной площади. Го ворить о «Байкале» таким образом — значит в первую очередь сказать об историческом повествовании И. Калаш никова. Примечательно, что роман о монголах написан русским литератором, урожен цем здешних мест, с детских лет впи тавшим в себя не только родную рус скую культуру, но и фольклор и развивающуюся литературу Бурятии. Читая роман, мы настолько погружаемся в инонациональную духовную атмосфе ру, как будто читаем книгу бурятского или монгольского писателя. Только в за ключительных главах, где даны картины киевской Руси начала X III века, мы жи во ощущаем эмоциональную стихию русской жизни, русского быта и слова и чувствуем: это русский писатель. «На чалась меж князьями распря и стужа»,— достаточно, кажется, одной этой коро тенькой фразы , чтобы ощутить вкус и запах русской речи. «Жестокий век» — тот счастливый случай, когда русский писатель, оста ваясь в рам ках национальной традиции, подходит к инонациональной жизни не со стороны, а как художник, которому, как родная, близка и дорога жи знь другого народа. Ему доступны и монгольская среда, и арабоязычная культура, язы к и остроумие мусульманского и бурятско го фольклора. Роман — всегда событие. Он вдвойне событие, когда появляется в литературе небольшой относительно республики, в далеком^ периферийном журнале. Да еще широкий, многоплановый, с разветвлен-* ным историческим сюжетом. «Я думаю, что наше время — это время коротких, строгих по язы ку романов и повестей»,— пишет Ю. Бондарев в недавно вышедшей книге «Поиск истины». Опыт показы ва ет, что нашему времени не противопо казан и роман эпического размаха, широко разветвленный, многособытий ный, композиционно раскованный, густо населенный персонажами. В этом направлении идет новый роман И. К а лашникова^ — неторопливый, подробный, многолинейный. Б атальны е сцены пере межаются с картинами государственной жизни, частной жизни, философскими, религиозными беседами... Необычайно широка география книги, простирающаяся от монгольских степей и гор Тибета до древнего Киева, от сра жений на Селенге до битвы при Калке. Автор стремится передать с возможной полнотой все стороны духовной жизни восточного средневековья — его полити ку, нравственные и правовые нормы, пе дагогику и религию, военное искусство и прикладное искусство. Одним и з глав ных приемов, естественно, становится изображение идейных диспутов, споров, диалогов, в которых сталкиваются р аз личные взгляды на мир и войну, на роль человека в условиях жестокого времени. Баталии воинские чередуются с не менее острыми политическими и нравственны ми столкновениями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2