Сибирские огни, 1976, №9

роши в повести дети — бурятский маль­ чик Агван и русская девочка Вика, эва­ куированная из Ленинграда. Дружба детей описана лирично, ей посвящены самые трогательные, поэтичные стра­ ницы повести. И наконец — повесть-детектив, со все­ ми ее «классическими» атрибутами — шпионами, убийствами, отравлением цианистым калием, следователями, разу­ меется, и многими другими обязательны­ ми в произведениях этого рода подроб­ ностями, вплоть до соблазнительной блондинки на сочинском пляже. Речь идет о «приключенческой повести» В. Стрелкова «Прыжок на юг» (1976, № 2). Чтобы определить, «кто есть кто» в этой повести, не надо обладать обост­ ренной наблюдательностью Шерлока Холмса. Достаточно бегло взглянуть на внешность персонажа. «Губы Шлихтера покривила презрительная улыбка, длин­ ные, словно пергаментом обтянутые пальцы сделали первые па нервного танца» Ясно — от такого человека ниче­ го доброго не жди, он весь, как на ладо­ ни, даром, что матерый шпион. С такой ж е легкостью догадываемся мы об агенте Вебере с его «аскетически непроницае­ мым лицом». Про одного персонажа ска­ зано, что в его лице нет «ничего выдаю ­ щегося, если не считать чисто выбритого подбородка, очень похожего на лестни­ цу...». И хотя трудно представить себе этот ступенчатый подбородок, ясно, что у порядочного человека такого уродства быть не может. Не менее определенны жесты и пси­ хологические переживания персонажей. Если это враг, то у него «желваки шеве­ л ят мочки ушей», в критические минуты с ним случается и такое: «Желваки под­ катились к самым ушам и там застыли». Такой злодей виден уже по тому, к ак он к столу приближается «легкими коша­ чьими движениями», а глаза глядят «со свирепой насмешкой». Персонажей поло­ жительных тоже узнать не трудно, хотя бы по тому, как их «пронзает тревож ­ н ая мысль», а «по лицу пробегает грима­ са боли». Детективный ж анр доказал, что имеет право на место не только в популярных сериях, но и в художественном журнале. Яркий пример тому роман «В августе сорок четвертого...» В. Богомолова, став­ ший явлением литературы . Я назвал бы еще повести М. Черненка из цикла «Следствием установлено». В каждом случае остросюжетное построение слу­ жит писателю средством анализа и реш ения серьезных социально-нравст­ венных тем. «Прыжок на юг» — в худо­ жественном журнале — инородное тело. Крупнейшей публикацией «Байкала» за обозреваемое время, несомненно, я в ­ ляется вторая книга исторического ро­ мана И. Калашникова «Жестокий век». Она начата в 3-м номере за 1975 год и кончается в первом номере текущего го­ да. Роман занимает чуть ли не половину всей годовой журнальной площади. Го­ ворить о «Байкале» таким образом — значит в первую очередь сказать об историческом повествовании И. Калаш ­ никова. Примечательно, что роман о монголах написан русским литератором, урожен­ цем здешних мест, с детских лет впи ­ тавшим в себя не только родную рус­ скую культуру, но и фольклор и развивающуюся литературу Бурятии. Читая роман, мы настолько погружаемся в инонациональную духовную атмосфе­ ру, как будто читаем книгу бурятского или монгольского писателя. Только в за­ ключительных главах, где даны картины киевской Руси начала X III века, мы жи ­ во ощущаем эмоциональную стихию русской жизни, русского быта и слова и чувствуем: это русский писатель. «На­ чалась меж князьями распря и стужа»,— достаточно, кажется, одной этой коро­ тенькой фразы , чтобы ощутить вкус и запах русской речи. «Жестокий век» — тот счастливый случай, когда русский писатель, оста­ ваясь в рам ках национальной традиции, подходит к инонациональной жизни не со стороны, а как художник, которому, как родная, близка и дорога жи знь другого народа. Ему доступны и монгольская среда, и арабоязычная культура, язы к и остроумие мусульманского и бурятско­ го фольклора. Роман — всегда событие. Он вдвойне событие, когда появляется в литературе небольшой относительно республики, в далеком^ периферийном журнале. Да еще широкий, многоплановый, с разветвлен-* ным историческим сюжетом. «Я думаю, что наше время — это время коротких, строгих по язы ку романов и повестей»,— пишет Ю. Бондарев в недавно вышедшей книге «Поиск истины». Опыт показы ва­ ет, что нашему времени не противопо­ казан и роман эпического размаха, широко разветвленный, многособытий­ ный, композиционно раскованный, густо­ населенный персонажами. В этом направлении идет новый роман И. К а­ лашникова^ — неторопливый, подробный, многолинейный. Б атальны е сцены пере­ межаются с картинами государственной жизни, частной жизни, философскими, религиозными беседами... Необычайно широка география книги, простирающаяся от монгольских степей и гор Тибета до древнего Киева, от сра­ жений на Селенге до битвы при Калке. Автор стремится передать с возможной полнотой все стороны духовной жизни восточного средневековья — его полити­ ку, нравственные и правовые нормы, пе­ дагогику и религию, военное искусство и прикладное искусство. Одним и з глав­ ных приемов, естественно, становится изображение идейных диспутов, споров, диалогов, в которых сталкиваются р аз­ личные взгляды на мир и войну, на роль человека в условиях жестокого времени. Баталии воинские чередуются с не менее острыми политическими и нравственны ­ ми столкновениями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2