Сибирские огни, 1976, №9

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Еф. Беленький ГЛУБИНЫ И МЕЛИ «БАЙКАЛА» В послевоенные годы в больших сибир­ ских городах стали выходить литератур­ ные двухмесячники, прежде редко практикуемая форма художественной периодики: в Иркутске — «Сибирь», в Барнауле — «Алтай». Особенности лите­ ратурного развития определили такую промежуточную форму: спорадические альманахи стали тесны и неудобны, воз­ никла потребность в строго периодиче­ ском издании с определенной литератур­ ной «физиономией». Но сил для ежемесячного «толстого» журнала еще недоставало. «Байкал» — один из старейших двух­ месячников. Ему в будущем году испол­ нится тридцать лет. Он — орган Союза писателей Бурятской АССР, издается на двух язы ках — бурятском и русском. В журнале сложилось содружество писа­ телей двух наций, переводящих произ­ ведения друг друга на родные языки. В статье Саяна Балданова «Ступени мастерства» (1975, № 5) хорошо сказано: «У литератур народов СССР возникла единая кровеносная система. При такой системе кровообращения каждое зн ачи ­ тельное достижение той или иной лите­ ратуры становится достижением всех». Пожалуй, в «Байкале» с наибольшей наглядностью выступает это единство «кровеносной системы», взаимосотрудни- чество, взаимопомощь и взаимовлияние двух национальных литератур. Есть и еще одна примечательная особенность: русский вариант «Байкала» читается не только русским населением республики, но и бурятами, ибо, к ак сказано в одной из критических статей, «русский язы к для большинства бурятского населения стал вторым родным языком». В отличие от столичных журналов, периферийный журнал не может быть изданием «узкого профиля». Он должен быть универсальным , ибо в своей рес­ публике он один. Отсюда и «широкий профиль» «Байкала», где есть все рубри­ ки, вплоть до раздела «Байкал — детям», обзоров выставок живописи, публикаций репродукций, рисунков и фотографий. Но, разумеется, основной массив — художественная проза. Повесть, рассказ, очерк. Повесть — основной ж анр прозы «Бай­ кала». В этом бурятский двухмесячник похож н а другие и зд ания страны , где вот уж е ряд лет хозяйничает «средний жанр». З а последний год «Байкал» опу­ бликовал много очень разны х по темам и видовым особенностям повестей. И, разумеется, по уровню худож ествен­ ности. Труднее всего в «Байкале» вырисовы ­ вается повесть о современности. В ми­ нувшем пятилетии Б ур яти я оказалась одним из важ н ейш их участков хозяй ст­ венно-политической жизни страны . По ее территории проходит строительство Байкало-Амурской магистрали. Писате­ лям «Байкала» н а БАМ ездить не надо — он у них за окном,— выйди из дома и окунешься в атмосферу дел и забот са­ мой грандиозной стройки века, в эпи­ центр событий эпохи. Когда-то, сорок лет назад, А. М. Горь­ кий советовал противопоставить учени­ ям лам аи зм а и буддизма, с их культом пассивности и смирения, «проповедь принципа активности». Ныне активность, деятельность, энтузиазм в перестройке родной земли вошли в плоть и кровь бу­ рятского народа. Об этом красноречиво говорят публицистика журнала, его поэ­ зи я и проза. Существует уж е большая докум енталь­ но-очерковая литература о БАМе. Н ема

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2