Сибирские огни, 1976, №9
нове либретто П. Аболимова, значитель но доработанного в театре. Не скрою, что до сих пор горжусь необычной формули ровкой в Почетной грамоте горисполко ма: «За участие в сюжетной разработке либретто балета «Доктор Айболит». Че рез год после Новосибирска балет Игоря Морозова увидела столичная детвора.... Потом он был поставлен в Риге и других городах страны. Этот спектакль был подлинным праздником для детского зрителя — и тогда, и после возобновле ния его через много лет с другим составом исполнителей. Талантливая, мелодичная и в то же время остро-изо бразительная музыка Морозова, изобре тательная танцевальная партитура, разработанная балетмейстерами М. Мои сеевым и К. Сальниковой, пбдкупающе обаятельная девчушка Танечка в обри совке молодой тогда балерины Ариадны Беловой, ставшей лауреатом Государст венной премии вместе с постановщиками и художником Б. Кноблоком, оформив шим спектакль впервые с помощью светящихся красок,— все это вместе неизменно вы зывало восторг зрительного зала. Нередко папам и мамам приходи лось еще раз доставать ребятам билеты на полюбившийся спектакль. Надо ск а зать, что отнюдь не только А. Белова вы зы вала заслуженно острую реакцию зала. Виртуозно изображ ала в те годы лукавую и грациозную Лису отличная танцовщица В. Ювачева. Устрашающий и, вместе с тем, явно пародийный образ Барм алея демонстрировал Е. Ефимов, а М. Моисеев вкладывал в образ глав ного героя — знаменитого доктора Айбо лита столько душевного тепла и лу чащ ейся доброты, что две тысячи маленьких зрителей становились его вернейшими союзниками и, казалось, были сами решающей силой в его победе над всеми злокозненными ухищ рениями Бармалея. Спектакль н ен авяз чиво и действенно учил детей ненавидеть зло, а значит — сраж аться с ним. ...А в «Красноармейскую звезду» — по совету капитана Ж и тняка — я зашел. Между прочим, именно там познакомил ся я с офицером, ф амилия которого уж е была мне знакома по «Советской Сиби ри». Эта ф амилия — Смердов. Р азум еет ся, пришел я и на улицу Свердлова — в Союз писателей, где меня очень лю безно принял Глеб Михайлович Пуш ка- рев, сразу произведший впечатление прямо-таки «генератора доброты». А разве мог я пройти мимо «Советской Сибири» и «Молодежки»? Кстати, в од ном и з номеров «Советской Сибири» осенью 1942 года была напечатана пере довая статья «Искусство — на службу Красной Армии», которую интересно сейчас процитировать: «Сибирский отряд писателей по спра ведливости считается одним из наиболее крепких творческих коллективов. Его журнал «Сибирские огни» был до войны одним из мощных источников литера турной жизни страны... Произведения писателей-фронтовиков дыш ат правдой и страстью фронта. Таковы очерки В. Величко, стихи Е. Березницкого, пье са сибирского драматурга младшего политрука Ник. Шешенина «Связисты», которая приобрела большую популяр ность на Северо-Западном фронте. Автор ее погиб в одном из боев, но образы его пьесы, написанной словами, «добытыми из огня», живут и вдохновляют на но вые подвиги. Поэты А. Смердов, Е. Стю арт, И. Мухачев, Л. Кондырев написали песни, лучшие и з которых положены на музыку и вошли в репертуар красноар мейских коллективов художественной самодеятельности и эстрады». Работая в театре, я начал печататься в этих трех газетах. Выступал с рецен зиями н а книги, спектакли, кинофиль мы. Среди этих рецензий упомяну две, в которых, к а к мне каж ется, посильно запечатлены или, во всяком случае, хоть «зарегистрированы» два интересных мо мента театральной жизни Новосибирска военных лет — в обеих речь идет о ТЮЗе (не Ленинградском, а Новосибирском): о «Золушке», с великолепной Зоей Б ул гаковой в заглавной роли, и о шекспи ровской «Комедии ошибок» с Василием Макаровым и Михаилом Бибером, к аж дый и з которых исполнял по две роли внутренне не схожих, при внешней не различимости, близнецов (двух хозяев и друх слуг). Первый спектакль срежисси рован И. Деевой, второй поставлен П. Цетнеровичем — динамично, с умелым использованием кинематографического приема «быстрого монтажа» эпизодов при смене мест действия. Окончание следует•
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2