Сибирские огни, 1976, №9

я уже выступал в роли заведующего литературной частью. Возглавлял этот театр драматический артист Николай Николаевич Волков, ко­ торый позже снялся в нескольких кино­ фильмах, в частности, в заглавной роли в широко известном фильме для детей «Старик Хоттабыч». Обратившись к «Баядере», Н. Н. Вол­ ков приложил немало усилий, чтобы полностью освободиться от «закостенев­ ших» опереточных постановочно-испол­ нительских шаблонов и даже переосмыс­ лить основные сюжетные ходы. — Прекрасные мелодии Кальмана, ко­ торый как бы превзошел в этой оперет­ те самого себя,— говорил он,— выше, бла­ городнее, глубже тех поверхностных ме­ лодраматических коллизий, в которых приходится действовать участникам спектаклей! Либретто написал он сам, сделав глав­ ным конфликтом судьбу по-настоящему талантливой актрисы, самозабвенно влюбленной в театральное искусство, а новые тексты арий и дуэтов, долженст­ вующих нести эту мысль как «сверхза­ дачу», уговорил написать... меня. В принципе Н. Н. Волков был прав: музыка «Баядеры» действительно пре­ красна и действительно глубже того, что обычно развертывается на сцене. Спек­ такль, интересно оформленный худож­ ником А. Г. Константиновским, на самом деле отличался «лица необщим выраже­ ньем», был оригинальным, но решитель­ ное переосмысление первоначального за­ мысла все-таки давало себя знать и при­ вносило некую искусственность. Хотя, повторяю, спектакль вы звал интерес, и отзывы были хорошие. Еще один спектакль — «Сорванец» — был, собственно, не музкомедией, а опре­ деленно предшественником столь рас­ пространившихся в наши дни «мюзик­ лов». Очень хороша была там исполни­ тельница главной роли молодая актриса Нина Волкова. Вспоминая сейчас этот не очень обычный для тогдашних театраль­ ны х «канонов» спектакль, я прихожу к выводу, что — в принципе — он оказал­ ся бы современным по своим жанровым признакам именно сегодня. После постановки трех спектаклей те­ атр тот перебазировался в Кузбасс. Та­ ким образом, мне довелось, так сказать, «попутно» стать свидетелем рождения и деятельности в те годы еще одного теат­ р а в Новосибирске, ставшего, впрочем, уж е давно — Кемеровским. Деревянное здание в саду имени Ста­ лина вскоре было уничтожено пожаром— на его месте возведено позже новое современное здание, в котором успешно работает теперешний театр музыкальной комедии, ныне — всесоюзно известный, возникший вначале как, своего рода, «опереточный филиал» театра оперы и балета, а потом — «отпочковавшийся». Моей рецензией на первый его спектакль «Вольный ветер» газета «Советская Си­ бирь» откликнулась на открытие нового театра. ...В театр оперы и балета вернулся я примерно за месяц до его открытия. Но именно в этот месяц возникла для меня весьма нелегкая и редкостная «слу­ жебная ситуация». Дело в том, что в сад имени Сталина я еще обязан был я в ­ ляться вечером, не как штатный работ­ ник, а как «договорник», и, кроме того, три раза в неделю я сидел в радиокоми­ тете у микрофона в качестве... диктора. Посчастливилось мне, кстати сказать, ве­ сти (вдвоем с журналистом К. В. Б ры ки ­ ным — теперь его уже нет в живых) ре­ портаж о демонстрации 1-го мая 1945 го­ да. Трибуны были воздвигнуты тогда не на площади Ленина, против оперного, а возле здания облисполкома. Представля­ ете, какое было настроение у всех нас? Все знали твердо: сегодня или завтра Берлин падет, и, значит, — безоговороч­ ная капитуляция проклятого в р а га , — дело ближайших дней! Весенний май­ ский праздник всегда искрится весельем. Но такого радостного Первомая, каким он был в Новосибирске в сорок пятом, я не видел за всю свою жизнь, хотя все мы, конечно, не могли тогда вообразить, какими несравненно еще более ликую ­ щими, еще более людными будут и эта площадь, и весь Красный проспект, и весь город через девять дней! Позже, в течение многих лет, мне неоднократно приходилось принимать участие в пере­ дачах радио и телевидения, иногда — и праздничных, но тот репортаж незабы ­ ваем. В предпобедные месяцы я такж е напи­ сал текст двух передач из цикла «До скорой встречи», продолжавшего знам е­ нитый «Огонь по врагу». Режиссировал эти радиопостановки Н. М. Коростынев. Не скрою, было приятно, когда руководи­ тель комитета Иван Григорьевич Зоба- чев пригласил к себе и дал почитать де­ сятки отзывов от слушателей из самых различных мест, в частности, из далекого Ямало-Ненецкого округа. Вскоре я стал только завлитом театра оперы и балета и проработал там пять с половиной лет. На моих глазах этот юный богатырь набирал силы и делал поистине «шаги саженьи». После мощного ры вка на «старте» — «Иван Сусанин» — театр бы­ стро наращивал интересный разнообраз­ ный репертуар, включавший шедевры русской и иностранной оперно-балетной классики, а такж е произведения совет­ ских композиторов. Некоторые из них обрели сценическую жизнь впервые именно в Новосибирске. «Ровесник По­ беды» или «Сибирский Большой», как его называют, стал своего рода испытатель- ным полигоном для этого «эстетического оружия». Так было, в частности, с хорео­ графической версией знаменитой сказ­ ки К. И. Чуковского, созданной молодым композитором Игорем Морозовым на ос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2