Сибирские огни, 1976, №9
я уже выступал в роли заведующего литературной частью. Возглавлял этот театр драматический артист Николай Николаевич Волков, ко торый позже снялся в нескольких кино фильмах, в частности, в заглавной роли в широко известном фильме для детей «Старик Хоттабыч». Обратившись к «Баядере», Н. Н. Вол ков приложил немало усилий, чтобы полностью освободиться от «закостенев ших» опереточных постановочно-испол нительских шаблонов и даже переосмыс лить основные сюжетные ходы. — Прекрасные мелодии Кальмана, ко торый как бы превзошел в этой оперет те самого себя,— говорил он,— выше, бла городнее, глубже тех поверхностных ме лодраматических коллизий, в которых приходится действовать участникам спектаклей! Либретто написал он сам, сделав глав ным конфликтом судьбу по-настоящему талантливой актрисы, самозабвенно влюбленной в театральное искусство, а новые тексты арий и дуэтов, долженст вующих нести эту мысль как «сверхза дачу», уговорил написать... меня. В принципе Н. Н. Волков был прав: музыка «Баядеры» действительно пре красна и действительно глубже того, что обычно развертывается на сцене. Спек такль, интересно оформленный худож ником А. Г. Константиновским, на самом деле отличался «лица необщим выраже ньем», был оригинальным, но решитель ное переосмысление первоначального за мысла все-таки давало себя знать и при вносило некую искусственность. Хотя, повторяю, спектакль вы звал интерес, и отзывы были хорошие. Еще один спектакль — «Сорванец» — был, собственно, не музкомедией, а опре деленно предшественником столь рас пространившихся в наши дни «мюзик лов». Очень хороша была там исполни тельница главной роли молодая актриса Нина Волкова. Вспоминая сейчас этот не очень обычный для тогдашних театраль ны х «канонов» спектакль, я прихожу к выводу, что — в принципе — он оказал ся бы современным по своим жанровым признакам именно сегодня. После постановки трех спектаклей те атр тот перебазировался в Кузбасс. Та ким образом, мне довелось, так сказать, «попутно» стать свидетелем рождения и деятельности в те годы еще одного теат р а в Новосибирске, ставшего, впрочем, уж е давно — Кемеровским. Деревянное здание в саду имени Ста лина вскоре было уничтожено пожаром— на его месте возведено позже новое современное здание, в котором успешно работает теперешний театр музыкальной комедии, ныне — всесоюзно известный, возникший вначале как, своего рода, «опереточный филиал» театра оперы и балета, а потом — «отпочковавшийся». Моей рецензией на первый его спектакль «Вольный ветер» газета «Советская Си бирь» откликнулась на открытие нового театра. ...В театр оперы и балета вернулся я примерно за месяц до его открытия. Но именно в этот месяц возникла для меня весьма нелегкая и редкостная «слу жебная ситуация». Дело в том, что в сад имени Сталина я еще обязан был я в ляться вечером, не как штатный работ ник, а как «договорник», и, кроме того, три раза в неделю я сидел в радиокоми тете у микрофона в качестве... диктора. Посчастливилось мне, кстати сказать, ве сти (вдвоем с журналистом К. В. Б ры ки ным — теперь его уже нет в живых) ре портаж о демонстрации 1-го мая 1945 го да. Трибуны были воздвигнуты тогда не на площади Ленина, против оперного, а возле здания облисполкома. Представля ете, какое было настроение у всех нас? Все знали твердо: сегодня или завтра Берлин падет, и, значит, — безоговороч ная капитуляция проклятого в р а га , — дело ближайших дней! Весенний май ский праздник всегда искрится весельем. Но такого радостного Первомая, каким он был в Новосибирске в сорок пятом, я не видел за всю свою жизнь, хотя все мы, конечно, не могли тогда вообразить, какими несравненно еще более ликую щими, еще более людными будут и эта площадь, и весь Красный проспект, и весь город через девять дней! Позже, в течение многих лет, мне неоднократно приходилось принимать участие в пере дачах радио и телевидения, иногда — и праздничных, но тот репортаж незабы ваем. В предпобедные месяцы я такж е напи сал текст двух передач из цикла «До скорой встречи», продолжавшего знам е нитый «Огонь по врагу». Режиссировал эти радиопостановки Н. М. Коростынев. Не скрою, было приятно, когда руководи тель комитета Иван Григорьевич Зоба- чев пригласил к себе и дал почитать де сятки отзывов от слушателей из самых различных мест, в частности, из далекого Ямало-Ненецкого округа. Вскоре я стал только завлитом театра оперы и балета и проработал там пять с половиной лет. На моих глазах этот юный богатырь набирал силы и делал поистине «шаги саженьи». После мощного ры вка на «старте» — «Иван Сусанин» — театр бы стро наращивал интересный разнообраз ный репертуар, включавший шедевры русской и иностранной оперно-балетной классики, а такж е произведения совет ских композиторов. Некоторые из них обрели сценическую жизнь впервые именно в Новосибирске. «Ровесник По беды» или «Сибирский Большой», как его называют, стал своего рода испытатель- ным полигоном для этого «эстетического оружия». Так было, в частности, с хорео графической версией знаменитой сказ ки К. И. Чуковского, созданной молодым композитором Игорем Морозовым на ос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2