Сибирские огни, 1976, №9
редко в эти сборные программы и гаст ролеры. Если бы хоть один из таких кон цертов был записан на пленку, что за просто делается теперь, и воспроизведен по радио, читатель сам убедился бы, что они имели выдающееся художе ственное значение и обладали большой идейно-пропагандистской весомостью. Добавлю, что не было буквально ни од ного приезжавшего гастролера, который бы не выраж ал удивленного восхищения зрительным залом, но иногда и... испу га: «А услышат меня вон там?» — жест в направлении третьего яруса. Психоло гически объяснимая всеобщая ошибка: за последним рядом третьего яруса, на максимально удаленном от сцены секто ре, отчетливо слышен даже шепот, а вот некоторые боковые места средних рядов партера находятся в зоне несколько ухудшенной слышимости, что, впрочем, в значительной мере устранено после за делки углубления в потолке над оркест ром,— углубления, игравшего, к ак вы яснилось, роль, та к сказать, «фонофа га» — звукопожирателя. В определенном отношении зал этот пристально заинтересовал Ю рия Михай ловича Юрьева. Маститый ветеран сцены, один из по следних представителей старой русской плеяды трагических актеров, он еще в грозовом 1918 году поставил в революци онном Петрограде на арене цирка Чини- зелли софокловского «Царя Эдипа», сы грав заглавную роль. Вопреки опасениям многочисленных скептиков, трагедия, со зданная в античной Греции за два с половиной ты сячелетия до Великого Ок тября, захватила и потрясла совершенно неподготовленную аудиторию (многие пришли на... чемпионат французской борьбы, даже не узнав о замене!),—потря сла невероятным накалом переживаний ее героев, колоссальным и страшным психологическим конфликтом, кристаль но чистым, бескомпромиссным благород ством несчастного Эдипа, лучезарной его нравственной высотой. И вот через четверть века в- Новоси бирске Юрьев загорелся снова мечтой поставить и сыграть «Эдипа». При мне он взволнованно говорил главному режиссе ру Н. Фриду: — Да ведь этот зал, с его грандиозным амфитеатром, с этими вот античными статуями, как будто специально создан для таких монументальных представле ний. И время-то наше — время высоких страстей! И тема предельной, понимаете, п р е д е л ь н о й ответственности челове ка за свои поступки, она же актуальна. Всегда актуальна, но сегодня — особен но. Я уговорю и Михаила Васильевича прочитать (Юрьев имел в виду М. В. Ку лагина, первого секретаря обкома п ар тии), уверен, он станет моим союзником. Однако замыслу его снова поставить Софокла не суждено было осуществить ся, да и вряд ли это было уж е под силу Юрию Михайловичу. А в концертах и з редка он участвовал. Значительно позже в этом зале новоси бирцы действительно увидели «Царя Эдипа» и еще одну великую античную трагедию — еврипидову «Медею» — в ис полнении артистов театра имени М ая ковского, в постановке Н. Охлопкова. Интенсивная «предварительная» д е я тельность еще не открытого театра в официальных документах называлась весьма прозаично: «Частичная эксплуа таци я зрительной части здания». В этой дословно приводимой мною формулиров ке точно оговорено одно условие: арти сты могут выступать пока только там, где находится и зритель. А по ту сторону зал а круглые сутки (за исключением концертного времени) ш ла достройка сцены, монтаж оборудования. Я улучал обычно время не только по стоять за центральным проходом парте ра, но и посидеть в служебной ложе сле в а от зрителей, то есть прямо против то го места, откуда н а временную площад ку выходили артисты . Не однажды мне выпадала радость наблюдать совсем вблизи, к ак р а б о т а ю т перед зрителем многие крупнейшие мастера драматиче ской сцены, м узы кальны х театров, эст рады, филармонии. После одного и з т а ких концертов всеобщая любимица «те т я Катя» — Екатерина Павловна Корча гина-Александровская, возможно, зам е тив голодноватый блеск в глазах в л а дельца «служащей карточки», совершен но неожиданно сказала мне: — Слушай, администратор... Ты при- ходи -ка ко мне завтра днем, часа в три, сможешь? Картошечкой жареной угощу. Ж и л а она тогда в доме № 22 по Крас ному проспекту. Не предполагал я, что через несколько лет мне доведется не раз бывать в этом доме — у С. Е. Кож евни кова, А. В. Никулькова, В. В. Лаврентье ва, долгое время ж ивш их там... Помню, когда я вы ск азал Екатерине Павловне свой восторг по поводу созданного ею образа Демидьевны, она задумчиво про говорила: — Да ведь Демидьевна-то, она — кто? Это же само сердце народное вековечное бьется. Сегодня оно, сам понимаешь, по- особенному бьется! Это уж — от Леонова. А я... к ак смогла. Вроде чего-то получи лось... И не было в этом никакого самоуничи ж ения, никакой ложной скромности,— напротив, была полнейшая убежденность в точности своего определения леоновско- го замысла, в своем верном понимании души народа, ведущего войну с зах ватчи ком, и в своем творческом праве, в своей гражданской обязанности воплощать («как могла») народный характер. Концертные сезоны перед занавесом вскоре прекратились, и я был временно переведен на работу в сад имени Стали на, где готовился к открытию театр муз- комедии, один из предшественников те перешнего (говорю «один из» потому, что в тридцатых годах Сибгостеатр тоже ставил систематически оперетты). Здесь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2