Сибирские огни, 1976, №9
ными способностями, выдерживали ис пытание, их освобождали от работы на заводе (происходил «отрыв от производ ства») «в с в я з и с п е р е х о д о м н а т в о р ч е с к у ю р а б о т у в т е а т р » . Т а кие необычные формулировки можно увидеть не в одном личном деле артистов хора и балета «первого призыва». Не только о строительстве необходимейших новых и реконструкции перебазирован ны х прежних гигантов индустрии н а во стоке страны заботились в годину войны партия и правительство, но — и о созда нии там грандиозного очага музыкально театральной культуры . Еще в апреле 1945 года генеральная репетиция первого сп ектакля «Иван Су санин» была назначена н а 9 мая. Надо ли говорить, что она не состоялась? В ко ридоре, возле режиссерского управления, я увидел н а доске рукописное объ явление: «ТОВАРИЩИ! С ПОБЕДОЙ!!! ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПЕРЕНОСИТСЯ НА 10-е В 11.00». Впрочем, если б и не было этого объ явления, вряд ли репетиция могла состо яться. Артисты долго после стихийно собравшейся манифестации не могли по кинуть бурлящих ш умных улиц, они пе ли—нет, не арии, дуэты, или хоры из опер, пели вместе с ликующими людьми мас совые песни, кричали «ур-ра!!!», не обе регая, против обыкновения, голосовых связок, самозабвенно обнимали друзей и незнакомых... Открытие театра состоялось 12-го мая. В полном смысле слова — т о р ж е с т- в е н н о е открытие! Первые зрители, до отказа заполнившие зри тел ьн ой зал, бы ли по-особому наэлектризованы . А когда в конце сп ектакля перед последней к ар тиной занавес раскрылся и н а огромной сцене, использованной до самой глубины, возникла Красная площадь XVII века, заполненная русскими людьми, торжест вующими победу над захватчиками, ког да раздалось могучее «Славься»: Славься, славься, родная земля, Славься, святая отчизна моя! Да будет во веки веков сильна Любимая наша, родная страна,— все поднялись в едином порыве. Проис ходила неожиданная перекличка веков: Красная площадь XVII столетия в вооб раж ении зрителей «совмещалась» с Красной площадью 1945 года, на которой вскоре должен был состояться парад по бедителей. И тот, кому посчастливилось присутствовать н а этом необыкновенном спектакле, никогда не забудет своих впе чатлений. В коллективной брошюрке, которую я, к ак завлит театра (к этому времени уж е не администратор) выпу стил к его открытию , театр был назван «ровесником Победы». Вероятно, такое определение, к ак говорится, «носилось в воздухе», и не мудрено, что даже и не зависимо от этой брошюрки многие сиби ряки тогда стали так назы вать этот театр. 10. Сибирские огни № 9. Но в те, первые дни моей жизни в Но восибирске до откры тия театра было еще далеко, хотя аплодисменты многочислен ных зрителей в его зале стали вскоре звучать часто. Афиши извещ али о кон цертах, состав участников которых был на редкость разнообразным и сильным, как и предсказывал А. Т. Маликов. «Как же это было возможно без... сце ны?!» — подумает тот, кто не бывал на этих выдающихся концертах. Объясню. Оркестровая «яма» была накры та специ альным настилом. Барьер одной из бо ковых нижних лож над оркестром (справа от зрителя) был снят — именно оттуда выходили артисты. Зрители виде ли их н а фоне наглухо сомкнутого, зн а комого теперь всем красного бархатного занавеса, не зная, что за ним был так же плотно сомкнут другой — серый много тонный противопожарный занавес из железобетона. Выступали и новосибирские артисты , и обосновавшиеся тогда в городе ленин градцы, а такж е московский, ныне зн а менитый, кукольный театр под руковод ством С. В. Образцова (подготовивший и выпустивший в Новосибирске пленитель ный спектакль «Король-Олень» и ряд сатирических фронтовых программ). Не редко выступали такие коллективы , как джаз-оркестр Леонида Утесова (музы кально-вокальное представление «Бей врага!»), ансамбль песни и пляски под х у дожественным руководством И саака Ду наевского, эстонский ансамбль Густава Эрнесакса, ансамбль донских казаков, группа солистов Московского театра опе ретты, замечательный хор Ленинград ской Академической капеллы. Неизмен ным успехом пользовались «сборные» концерты увеличенной программы, в ко торых принимали участие представители всех жанров: корифеи и молодые арти сты театра им. Пушкина, образцовские кукольники, певцы, танцовщики, рас сказчики, инструменталисты филармо нии, краснофакельцы (стационировав- шиеся, как известно, в Доме культуры им. Клары Цеткин), ленинградские и но восибирские «тюзяне» — последние до возвращения в родной город приезжали иногда из Кузбасса. Кстати, и ленинградский Новый ТЮЗ переехал в Новосибирск тоже из Кузбас са, впервые встретившись здесь со зри телем 31 октября 1942 года спектаклем по пьесе Александры Бруштейн «День живых», созданной в Новосибирске. Н а кануне в «Советской Сибири» была н а печатана небольшая статья главного ре жиссера Б. В. Зона, начинавш аяся так: «Завтра мы открываем свой второй си бирский сезон, на этот раз не в Анжеро- Судженске, а в Новосибирске, ставшем едва ли не самым гостеприимным в от ношении искусства городом нашей страны». Так вот и артисты этого театра, такие, как Павел Кадочников, Леонид Люба- шевский-Дэль, тоже нередко выступали В больших концертах. Включались н е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2