Сибирские огни, 1976, №9

ными способностями, выдерживали ис­ пытание, их освобождали от работы на заводе (происходил «отрыв от производ­ ства») «в с в я з и с п е р е х о д о м н а т в о р ч е с к у ю р а б о т у в т е а т р » . Т а­ кие необычные формулировки можно увидеть не в одном личном деле артистов хора и балета «первого призыва». Не только о строительстве необходимейших новых и реконструкции перебазирован­ ны х прежних гигантов индустрии н а во­ стоке страны заботились в годину войны партия и правительство, но — и о созда­ нии там грандиозного очага музыкально­ театральной культуры . Еще в апреле 1945 года генеральная репетиция первого сп ектакля «Иван Су­ санин» была назначена н а 9 мая. Надо ли говорить, что она не состоялась? В ко­ ридоре, возле режиссерского управления, я увидел н а доске рукописное объ­ явление: «ТОВАРИЩИ! С ПОБЕДОЙ!!! ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПЕРЕНОСИТСЯ НА 10-е В 11.00». Впрочем, если б и не было этого объ­ явления, вряд ли репетиция могла состо­ яться. Артисты долго после стихийно собравшейся манифестации не могли по­ кинуть бурлящих ш умных улиц, они пе­ ли—нет, не арии, дуэты, или хоры из опер, пели вместе с ликующими людьми мас­ совые песни, кричали «ур-ра!!!», не обе­ регая, против обыкновения, голосовых связок, самозабвенно обнимали друзей и незнакомых... Открытие театра состоялось 12-го мая. В полном смысле слова — т о р ж е с т- в е н н о е открытие! Первые зрители, до отказа заполнившие зри тел ьн ой зал, бы­ ли по-особому наэлектризованы . А когда в конце сп ектакля перед последней к ар ­ тиной занавес раскрылся и н а огромной сцене, использованной до самой глубины, возникла Красная площадь XVII века, заполненная русскими людьми, торжест­ вующими победу над захватчиками, ког­ да раздалось могучее «Славься»: Славься, славься, родная земля, Славься, святая отчизна моя! Да будет во веки веков сильна Любимая наша, родная страна,— все поднялись в едином порыве. Проис­ ходила неожиданная перекличка веков: Красная площадь XVII столетия в вооб­ раж ении зрителей «совмещалась» с Красной площадью 1945 года, на которой вскоре должен был состояться парад по­ бедителей. И тот, кому посчастливилось присутствовать н а этом необыкновенном спектакле, никогда не забудет своих впе­ чатлений. В коллективной брошюрке, которую я, к ак завлит театра (к этому времени уж е не администратор) выпу­ стил к его открытию , театр был назван «ровесником Победы». Вероятно, такое определение, к ак говорится, «носилось в воздухе», и не мудрено, что даже и не­ зависимо от этой брошюрки многие сиби­ ряки тогда стали так назы вать этот театр. 10. Сибирские огни № 9. Но в те, первые дни моей жизни в Но­ восибирске до откры тия театра было еще далеко, хотя аплодисменты многочислен­ ных зрителей в его зале стали вскоре звучать часто. Афиши извещ али о кон­ цертах, состав участников которых был на редкость разнообразным и сильным, как и предсказывал А. Т. Маликов. «Как же это было возможно без... сце­ ны?!» — подумает тот, кто не бывал на этих выдающихся концертах. Объясню. Оркестровая «яма» была накры та специ­ альным настилом. Барьер одной из бо­ ковых нижних лож над оркестром (справа от зрителя) был снят — именно оттуда выходили артисты. Зрители виде­ ли их н а фоне наглухо сомкнутого, зн а­ комого теперь всем красного бархатного занавеса, не зная, что за ним был так же плотно сомкнут другой — серый много­ тонный противопожарный занавес из железобетона. Выступали и новосибирские артисты , и обосновавшиеся тогда в городе ленин­ градцы, а такж е московский, ныне зн а­ менитый, кукольный театр под руковод­ ством С. В. Образцова (подготовивший и выпустивший в Новосибирске пленитель­ ный спектакль «Король-Олень» и ряд сатирических фронтовых программ). Не­ редко выступали такие коллективы , как джаз-оркестр Леонида Утесова (музы­ кально-вокальное представление «Бей врага!»), ансамбль песни и пляски под х у ­ дожественным руководством И саака Ду­ наевского, эстонский ансамбль Густава Эрнесакса, ансамбль донских казаков, группа солистов Московского театра опе­ ретты, замечательный хор Ленинград­ ской Академической капеллы. Неизмен­ ным успехом пользовались «сборные» концерты увеличенной программы, в ко­ торых принимали участие представители всех жанров: корифеи и молодые арти­ сты театра им. Пушкина, образцовские кукольники, певцы, танцовщики, рас­ сказчики, инструменталисты филармо­ нии, краснофакельцы (стационировав- шиеся, как известно, в Доме культуры им. Клары Цеткин), ленинградские и но­ восибирские «тюзяне» — последние до возвращения в родной город приезжали иногда из Кузбасса. Кстати, и ленинградский Новый ТЮЗ переехал в Новосибирск тоже из Кузбас­ са, впервые встретившись здесь со зри ­ телем 31 октября 1942 года спектаклем по пьесе Александры Бруштейн «День живых», созданной в Новосибирске. Н а­ кануне в «Советской Сибири» была н а ­ печатана небольшая статья главного ре­ жиссера Б. В. Зона, начинавш аяся так: «Завтра мы открываем свой второй си­ бирский сезон, на этот раз не в Анжеро- Судженске, а в Новосибирске, ставшем едва ли не самым гостеприимным в от­ ношении искусства городом нашей страны». Так вот и артисты этого театра, такие, как Павел Кадочников, Леонид Люба- шевский-Дэль, тоже нередко выступали В больших концертах. Включались н е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2