Сибирские огни, 1976, №9
ректор сказал мне, что в мои обязанно сти будут входить связи с типографиями, где придется «пробивать» рекламу, орга ни зация концертов, хотя этим, в основ ном, станет заниматься другой человек, встречи гастролеров, устройство их в го стиницах. Ну, и, разумеется, прием зри телей, когда начнутся концерты. Зарпла та? Уточним в бухгалтерии. Карточка служащего— пока. Потом обещают улуч шить снабжение. Жилплощадь? Пока живите в театре, места хватит, позже что-нибудь придумаем. Согласился. И не без улыбки вспомнил совет капитана Житняка: «Зайди в р е дакцию «Красноармейской звезды», это рядом с оперным театром, найдешь». Получилось наоборот — пришел в театр, расположенный «рядом с редакцией» (вскоре после этого редакция газеты, по лучившей наименование «Советский во ин», перебралась в Военный городок). Согласился и до сих пор не жалею . Бо лее того: считаю, что мне тогда здорово повезло. Инициатива А. Т. Маликова по зволила мне «изнутри» наблюдать, хотя и с небольшим перерывом, процесс соз дания одного из грандиознейших музы кальных театров мира едва ли не «от нуля». А ведь можно без преувеличения утверждать, что сама история подготовки этого театра к открытию представляет собой ф акт и с к л ю ч и т е л ь н ы й в о в с е й и с т о р и и м и р о в о г о т е а т р а л ь н о г о и с к у с с т в а ! ...Еще не разразился над гитлеровски ми захватчиками гром Сталинградской битвы. Еще томились в фашистском я р ме Украина, Белоруссия, Прибалтика да и многие города и селенья России. Еще могли эсэсовские молодчики разгляды вать в бинокль т о т город на Неве, и, воз можно, кому-то из них удалось со зло радством увидеть, что снаряд повредил угол прекрасного здания театра оперы и балета. Еще разносилась в эфире наглая похвальба «фюрера» и его приспешников о том, что они сотрут с лица земли «жалкую славянскую культуру»... И вот в такую грозную пору ЦК и правитель ство пошли навстречу просьбе Новоси бирского обкома партии—было разреш е но специальным постановлением завер шить внутреннюю достройку гигантского здания Новосибирского музыкального те атра и «готовить его к сдаче в эксплуа тацию»! К началу войны не было сцены пло щадью 1044 кв. метра, а с боковыми «карманами» — 1900 кв. метров. Это больше площади сцены Большого театра Союза ССР. Придя за кулисы, я увидел громадный, еще не полностью забетони рованный котлован. По его кромке, осто рожно шагая, прошли мы к суфлерской будке. Раздвинулся многотонный проти вопожарный занавес. И вот оттуда впер вые моему взору представился полутем ный, освещаемый в те минуты только со сцены, редкостной красоты овальный зал с почти «стадионным» амфитеатром, смутно белеющими по всему периметру стен под потолком копиями античных статуй в ниш ах на фоне красного барха та, слабо поблескивающие хрустальные люстры, — очень большая в центре и малые, в ниш ах над статуями. Ничего подобного я не ожидал. Ныне этот зал хорошо знаком многим сотням тысяч зрителей — новосибирцам, москвичам, ленинградцам и жителям других городов нашей и не только нашей страны. Но тогда!.. Трудности достройки состояли, конеч но, не только в том, что надо было устано вить опоры для пола (планшета) общей площадью почти в две тысячи квадрат ных метров, а потом застелить это прост ранство специально обработанным тесом высшего качества,— необходимо было еще раздобыть и смонтировать энергети ческое оборудование. Дефицитнейшие материалы , вроде электрокабеля (а его требовалось много ты сяч метров!), раз личные виды м ануфактуры , вклю чая па рашютный шелк, для декораций, костю мов отпускались театру из строжайше лимитированных фондов. Транспорт, до отказа забитый военными перевозками, выделил вагоны для доставки из Москвы в Сибирь театрального оборудования. По могали и местные заводы, и эвакуиро ванные из Ленинграда, с Украины , заво ды, работавшие для фронта. Помогали не только материалами, но и людьми, хотя к аж д ая пара рабочих рук была необхо дима у станка. В 1944 году приступили к формирова нию творческого и производственно-тех нического коллективов — более шестисот человек. В состав солистов принимались певцы, выступавшие раньше в спектак л ях Сибгосоперы или работавшие в раз личных сибирских филармониях, а та к ж е — приглашенные из Москвы, Ленин града (уже после реэвакуации) и других городов. Т ак же обстояло дело и с набо ром солистов балета, оркестрантов. Помню, в частности, к ак довелось мне встречать совсем еще молодых, только что окончивших столичное хореографи ческое училище, балерин Лиду Крупени- ну и Таню Зимину, таких танцовщиков, к ак Сергей Иванов. Хор и кордебалет формировались, главным образом, из сибирских коллек тивов, в том числе и любительских, са модеятельных. 29 марта 1944 года «Советская Сибирь», к ак и другие газеты, опубликовала при каз Верховного Главнокомандующего о взятии нашими войсками Николаева. Пе редовая статья назы валась «Всё для по беды!» До конца войны оставалось еще более четырехсот дней. А на обороте газетного листа бросалось в глаза объяв ление: «Дирекция Новосибирского госу дарственного театра оперы и балета объ являет прием в оперно-хоровую студию театра... Принимаются лица обоего пола от 18 до 35 лет. Обучение бесплатное, без отрыва от производства». Если, скажем , токарь или фрезеровщи ца, обладая хорошим голосом или балет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2