Сибирские огни, 1976, №9

вместе со своим товарищем по театру К. Адашевским и баянистом-сибиряком И. И. Маланиным, выступал с поистине огромным успехом. Кстати, этот длитель­ ный сатирический цикл можно без пре­ увеличения назвать одной из очень свое­ образных страниц не только советского, но и мирового радиовещания. И вот что интересно: разве не были веселые, сме­ лые, находчивые друзья-солдаты Шмель- ков и Ветерков сибирскими... Теркины­ ми, предшественниками знамени­ того героя «книги про бойца» Твардов­ ского? А «Нашествие»? Глубинно психологи­ ческая леоновская драматургия «весомо, грубо, зримо» ожила на сцене и мощно воздействовала на умы и сердца зрите­ лей. Вершиной спектакля был, пожалуй, эпизод допроса Федора Таланова (В. Ян- цат) в присутвтвии его родителей, кото­ ры х играли К. Скоробогатов и Н. Рашев- ская. Поистине потрясающими были минуты, когда на сцене появлялась стару­ ха Демидьевна—Е. П. Корчагина-Алек­ сандровская. Во время работы в Новосибирске про­ славленный театр внес свой вклад в сце­ ническую лениниану: в спектакле «Ле­ нин» по пьесе Каплера и Златогоровой К. Скоробогатов, исполнявший заглавную роль, продемонстрировал одно из выдаю­ щ ихся воплощений великого образа. Под названием многих спектаклей, знаменательных для истории этого ле­ нинградского театра, можно было бы на­ писать: « С д е л а н о в С и б и р и » . Это, впрочем, относится и к ленинград­ скому Новому ТЮЗу, возглавлявшемуся интересным режиссером Б.| В. Зоном, и к ряду программ симфонического оркестра филармонии и, конечно, чтецов филар­ монии, дававших, помимо афишных кон­ цертов, бесчисленное количество концер­ тов ш еф ских в госпиталях и воинских частях Сибирского военного округа. Об­ разно говоря, в те годы Нева вливалась в Обь! Много лет спустя, в поисках всевоз­ можных материалов по истории теат­ ральной жизни Новосибирска, я узнал, что ленинградцы — деятели искусства, продолжая традиции, начатые еще гаст­ ролями театра В. Ф. Комиссаржевской в 1909 году в Новониколаевске с ее участи­ ем, нередко приезжали после революции в удивительно быстро росший город. Так, летом 1923 года здесь выступал петро­ градский балет. В 1927 году театр Лен- горисполкома показывал спектакль «Го­ род Хмельной», поставленный молодым режиссером Л. Вивьеном, возглавившим позже театр им. Пушкина и,, как он гово­ рил, буквально не узнавшим «столицу Сибири», какой она стала к началу вой­ ны. А послевоенные гастроли пушкинцев, филармонии, театра им. Комиссаржев­ ской (тогда у него было другое название), других ленинградских коллективов еще свежи в памяти новосибирцев. Пора, однако, вернуться к первым дням моего пребывания в Новосибирске и неудачным попыткам доброжелатель­ ного капитана Ж итняка из отдела кадров штаба округа помочь мне устроиться на работу. Через несколько дней судьба свела ме­ н я с секретарем горисполкома Анатоли­ ем Тихоновичем Маликовым. Высокий, худощавый, со строгим лицом, в удли­ ненных очках, в темной гимнастерке и офицерских сапогах, он внимательно выслушал мой краткий рассказ о себе, пробежал глазами чудом сохранившиеся у меня вырезки рецензий из «Ленин­ градской правды», «На страже Родины», задумался. — Значит, театр знаете. И о музыке, вижу, писали. А вот администратором не приходилось работать? Услышав мое несколько растерянное «нет», он напористо продолжил: — Тут, понимаете, грандиозное дело затевается, будем организовывать опер­ ный театр (вскоре я понял, насколько точным было это неожиданно прозвучав­ шее выражение — «организовывать те­ атр»!). Здание вы, конечно, видели, оно рядом. Но там и сцены-то пока нет, не успели до войны (так сказала и женщи­ на, которую я спросил о здании). Вот бу­ дут достраивать, а исподволь творческий коллектив подбирать,— его глаза за стек­ лами очков сверкнули.— Ну, и первые спектакли готовить. В общем, — курс на открытие театра! — Как? Сейчас? В такое время?! — Именно сейчас. Именно! А пока за ­ вершается достройка, пока пойдет подго­ товка, решено использовать громадный зрительный зал для концертов. Ведь си- лы-то какие теперь здесь! У нас, знаете ли, и свои коллективы драматические, прямо скажем , отличные, да и певцы бывшей Сибгосоперы. Но и ленинград­ цев, земляков ваших,—вон сколько. И — каких! Гордость же русского искусст­ ва! Грех не воспользоваться неожидан­ ными возможностями. Ведь если в этом зале...— Его прервал телефонный звонок. Говорил он долго, о каких-то хлопотных делах, трудно разрешимых, спорил и со­ вершенно, казалось, забыл о моем при­ сутствии, но, положив трубку, сразу же высказал мысль, поразившую меня: — Парадокс истории: война сосредоточила в Новосибирске столько первоклассных художественных сил, такие здесь масте­ ра сцены! Кстати, ведь и москвичи есть— чудесный кукольный театр Образцова тоже у нас, Третьяковка, подумайте, — тоже. Скоро небольшая выставка ее сок­ ровищ в одном из помещений оперного откроется. Наш город стал вроде бы,— он улыбнулся,— сибирскими Афинами античных времен! Ведь и ученые здесь выдающиеся. Филиал Академии наук от­ кроется... Т ак что... Его снова прервал телефон. Потом Маликов связал меня с директо­ ром. А на другой день я стал первым ад­ министратором... будущего театра. Ди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2