Сибирские огни, 1976, №9
вместе со своим товарищем по театру К. Адашевским и баянистом-сибиряком И. И. Маланиным, выступал с поистине огромным успехом. Кстати, этот длитель ный сатирический цикл можно без пре увеличения назвать одной из очень свое образных страниц не только советского, но и мирового радиовещания. И вот что интересно: разве не были веселые, сме лые, находчивые друзья-солдаты Шмель- ков и Ветерков сибирскими... Теркины ми, предшественниками знамени того героя «книги про бойца» Твардов ского? А «Нашествие»? Глубинно психологи ческая леоновская драматургия «весомо, грубо, зримо» ожила на сцене и мощно воздействовала на умы и сердца зрите лей. Вершиной спектакля был, пожалуй, эпизод допроса Федора Таланова (В. Ян- цат) в присутвтвии его родителей, кото ры х играли К. Скоробогатов и Н. Рашев- ская. Поистине потрясающими были минуты, когда на сцене появлялась стару ха Демидьевна—Е. П. Корчагина-Алек сандровская. Во время работы в Новосибирске про славленный театр внес свой вклад в сце ническую лениниану: в спектакле «Ле нин» по пьесе Каплера и Златогоровой К. Скоробогатов, исполнявший заглавную роль, продемонстрировал одно из выдаю щ ихся воплощений великого образа. Под названием многих спектаклей, знаменательных для истории этого ле нинградского театра, можно было бы на писать: « С д е л а н о в С и б и р и » . Это, впрочем, относится и к ленинград скому Новому ТЮЗу, возглавлявшемуся интересным режиссером Б.| В. Зоном, и к ряду программ симфонического оркестра филармонии и, конечно, чтецов филар монии, дававших, помимо афишных кон цертов, бесчисленное количество концер тов ш еф ских в госпиталях и воинских частях Сибирского военного округа. Об разно говоря, в те годы Нева вливалась в Обь! Много лет спустя, в поисках всевоз можных материалов по истории теат ральной жизни Новосибирска, я узнал, что ленинградцы — деятели искусства, продолжая традиции, начатые еще гаст ролями театра В. Ф. Комиссаржевской в 1909 году в Новониколаевске с ее участи ем, нередко приезжали после революции в удивительно быстро росший город. Так, летом 1923 года здесь выступал петро градский балет. В 1927 году театр Лен- горисполкома показывал спектакль «Го род Хмельной», поставленный молодым режиссером Л. Вивьеном, возглавившим позже театр им. Пушкина и,, как он гово рил, буквально не узнавшим «столицу Сибири», какой она стала к началу вой ны. А послевоенные гастроли пушкинцев, филармонии, театра им. Комиссаржев ской (тогда у него было другое название), других ленинградских коллективов еще свежи в памяти новосибирцев. Пора, однако, вернуться к первым дням моего пребывания в Новосибирске и неудачным попыткам доброжелатель ного капитана Ж итняка из отдела кадров штаба округа помочь мне устроиться на работу. Через несколько дней судьба свела ме н я с секретарем горисполкома Анатоли ем Тихоновичем Маликовым. Высокий, худощавый, со строгим лицом, в удли ненных очках, в темной гимнастерке и офицерских сапогах, он внимательно выслушал мой краткий рассказ о себе, пробежал глазами чудом сохранившиеся у меня вырезки рецензий из «Ленин градской правды», «На страже Родины», задумался. — Значит, театр знаете. И о музыке, вижу, писали. А вот администратором не приходилось работать? Услышав мое несколько растерянное «нет», он напористо продолжил: — Тут, понимаете, грандиозное дело затевается, будем организовывать опер ный театр (вскоре я понял, насколько точным было это неожиданно прозвучав шее выражение — «организовывать те атр»!). Здание вы, конечно, видели, оно рядом. Но там и сцены-то пока нет, не успели до войны (так сказала и женщи на, которую я спросил о здании). Вот бу дут достраивать, а исподволь творческий коллектив подбирать,— его глаза за стек лами очков сверкнули.— Ну, и первые спектакли готовить. В общем, — курс на открытие театра! — Как? Сейчас? В такое время?! — Именно сейчас. Именно! А пока за вершается достройка, пока пойдет подго товка, решено использовать громадный зрительный зал для концертов. Ведь си- лы-то какие теперь здесь! У нас, знаете ли, и свои коллективы драматические, прямо скажем , отличные, да и певцы бывшей Сибгосоперы. Но и ленинград цев, земляков ваших,—вон сколько. И — каких! Гордость же русского искусст ва! Грех не воспользоваться неожидан ными возможностями. Ведь если в этом зале...— Его прервал телефонный звонок. Говорил он долго, о каких-то хлопотных делах, трудно разрешимых, спорил и со вершенно, казалось, забыл о моем при сутствии, но, положив трубку, сразу же высказал мысль, поразившую меня: — Парадокс истории: война сосредоточила в Новосибирске столько первоклассных художественных сил, такие здесь масте ра сцены! Кстати, ведь и москвичи есть— чудесный кукольный театр Образцова тоже у нас, Третьяковка, подумайте, — тоже. Скоро небольшая выставка ее сок ровищ в одном из помещений оперного откроется. Наш город стал вроде бы,— он улыбнулся,— сибирскими Афинами античных времен! Ведь и ученые здесь выдающиеся. Филиал Академии наук от кроется... Т ак что... Его снова прервал телефон. Потом Маликов связал меня с директо ром. А на другой день я стал первым ад министратором... будущего театра. Ди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2