Сибирские огни, 1976, №9

первоклассного оркестра разучивают мою Седьмую. В Новосибирске этот ор­ кестр ведет плодотворную работу. Он значительно шагнул вперед, совершенст­ вуя свое мастерство. В этом большая заслуга дирижеров Мравинского и Зан- дерлинга. Я чрезвычайно рад, что мне удалось приехать в Новосибирск... Ни один из оркестров, игравших мои произ­ ведения, не добивался такого совершен­ ного воплощения моих замыслов». Интереснейший факт. Упоминаемый Шостаковичем Курт Зандерлинг — не­ мец-антифашист, эмигрировавший в СССР во второй половине тридцатых го­ дов. Стал ленинградцем. В Новосибирске он в очередь с Мравинским дирижировал ответственнейшими концертами. В янва­ ре 1943 года под его руководством с огромным успехом была исполнена лите­ ратурно-музыкальная композиция «Ле­ нинград в борьбе», предрекавшая неиз­ бежный скорый разгром немецко-фа­ шистских оккупантов. Ныне К. Зандер- линг — главный дирижер Берлинского симфонического оркестра. Он приезжает на гастроли в СССР. Особенно показательно, что в номере «Советской Сибири» от 26 июля 1942 го­ да почти треть (!) второй страницы отве­ дена оценке произведения Шостаковича и его воплощения оркестром Мравинско­ го под характерным заголовком: «Сим­ фония грядущей Победы». И снова — фотоснимок: в накинутом на плечи пид­ ж аке склонился Мравинский, а у рояля сидит Шостакович, вероятно, играет ему какой-то кусок симфонии — уточняет, как он задуман. На полосе — рецензия Соллертинского и отклики тех, кому по­ счастливилось приветствовать в премь- ерный вечер не только дирижера, ор­ кестр, но и автора. Чрезвычайно интересно высказывание Леонида Утесова, тоже нашедшего тогда надолго со своим оркестром приют в Но­ восибирске. «Я только что вернулся с концерта,— концерта необыкновенного, таких кон­ цертов на долю человека за всю его жизнь приходится немного... Это на­ столько захватывающе грандиозно, что разобраться в своих ощущениях я бесси­ лен. Одно знаю: это бессмертно, как все великое в искусстве». В том же номере «Советской Сибири» член ЦК Испанской компартии Исидоро Асеведо, живший тогда в Новосибирске, заявил:| «Седьмая выражает чувства и мысли миллионов людей — поэтому она и вы зывает у нас такое глубокое вол­ нение». Те же мысли высказал и. народный ар­ тист СССР Ю. М. Юрьев. Но все это я смог прочесть позже. А тогда, возвращаясь после концерта на свой первый в огромном сибирском го­ роде ночлег, я думал, что финал симфо­ нии, вероятно, можно назвать м у з ы ­ к а л ь н ы м п р о р о ч е с т в о м Шоста­ ковича. 2 Назавтра в отделе кадров штаба округа мне было сказано: — Поскольку ограничение у вас второй степени, увольняетесь в запас впредь до особого распоряжения. Объявивший мне это капитан Ж итняк Петр Митрофанович добавил: — Даю две недели на обустройство, на поиски квартиры, работы по граждан­ ской специальности. Пока живите в го­ стинице КЭЧ, получайте талоны на пи­ тание у коменданта города. Я растерянно поблагодарил, а капитан сказал: «Обождите» и позвонил началь­ нику Дома Красной Армии. — Слушай, у меня тут один старший лейтенант, только что из госпиталя. Увольняем его по ограничению в запас, но, может, возьмешь его к себе? Он... это... в театрах разбирается, а в клубах— тем более. Используешь как-нибудь? «Под самую завязку?» Месяца через два- три? Нет, ему сейчас надо вопрос ре­ шать. Пока...—Положив трубку, он сно­ ва позвонил куда-то, но там не ответили. Взглянул на часы.— Нужно идти. Вот что. Говоришь, перед войной в Ленингра­ де печатался не только в гражданских газетах? И в «На страж е Родины»? Зай ­ ди в редакцию «Красноармейской звез­ ды» — это рядом с оперным театром, найдешь. Обустраивайся пока. В долж ­ ный срок получишь повестку на пере­ комиссию. Я и сам подумал о том, что, если уж складывается так, надо зайти в редакции и военной газеты, и «Советской Сибири», свежий номер которой леж ал в кармане моей шинели. И, конечно, — в Союз пи­ сателей. (До сих пор не понимаю, почему я тогда не сразу вспомнил, что именно в Новосибирске выходит журнал «Сибирские огни», некоторые номера ко­ торого в тридцатых годах я читал в пуб­ личной библиотеке им. Салтыкова-Щед­ рина!). Прежде я решил поискать рабо­ ту у земляков, но ведь и филармония, и Пушкинский театр, и Новый ТЮЗ — все они эвакуировались в Сибирь полным штатом. Об этом мне сразу сказал И. И. Соллертинский, когда я вторично пришел к нему: «Не пойдете же вы, в самом де­ ле, работать распространителем биле­ тов! Собственно, и не требуются они, не знаю, да и должность какая-то... не муж­ ская. А что касается должности завлита, то ведь у нас ее нет, а с пушкинцами, например, приехал Симон Дрейден. И все-таки, наверное, что-нибудь приду­ маем». Я знал С. Д. Дрейдена, известного ле­ нинградского театроведа, занимавшегося, в частности, темой «Ленин и театр». И пошел к нему, собственно, в первую очередь, для того, чтобы посмотреть ве­ чером премьеру «Петра Крымова» да и вообще ходить на спектакли. ...И сложилось так, что прежде, чем познакомиться с хозяевами здания —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2