Сибирские огни, 1976, №9
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТ ВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ ПУШКИНА. В поме щении театра «Красный факел». «Су воров», «Фландрия», «Петр Крымов», «Накануне»...» «ЛЕНИНГРАДСКАЯ АКАДЕМИЧЕ СКАЯ ФИЛАРМОНИЯ. В помещении клуба имени Сталина. Шостакович. Седьмая симфония. Дирижер Евгений Мравинский. Вступительное слово — И. И. Соллертинский». И еще — анонс: скоро открывает сезон ЛЕНИНГРАДСКИЙ НОВЫЙ ТЮЗ. И все они — не на гастролях. Столица Сибири стала их стационарной «творче ской площадкой». Чуть позже приезжий узнал, что в огромном здании ДНК разместились фонды Ленинградского этнографического и Военно-Артиллерийского музеев, со кровищ а Детского села и Павловского дворца... ...В, отделе кадров штаба округа мне (пора уже перейти к высказыванию от первого лица) сказали, что за решением нужно явиться завтра. Едва успев оформить ночлег в гости нице КЭЧ, я отправился в клуб имени Сталина (теперь это Дом культуры имени Октябрьской революции). Три ве щ и оказались для меня совсем просты ми: найти клуб с рекламными щитами филармонии, заметить афиши Ленин градского театра имени Пушкина возле здания через дорогу и... прочесть над окошечком кассы объявление — «Все би леты проданы». В последнем, впрочем, я был уверен заранее. Но такж е заранее я решил, что и не зависимо от этого попытаюсь встре титься с художественным руководителем филармонии Иваном Ивановичем Сол- лертинским, которого знал со студен ческих лет. Этот совершенно уникальный, не объятных знаний человек, свободно вла девший десятками иностранных языков, властно притягивал на свои лекции в Институте истории искусств студентов всех факультетов. Приходили и из дру гих вузов — университета, пединститута им. Герцена, консерватории, где он тоже стал вести курсы лекций. Вовсе не из ж елания поразить нас, «пококетничать», а вполне органично, по ходу дела, он иногда говорил: — А сейчас я прочту это в подлинни ке, вслушайтесь в самый характер зву чания этих слов на язы ке автора. И — скандировал (держа в руках кни гу, а часто наизусть) несколько строф из поэмы португальского поэта Камоэн са, отрывки из монологов короля Лира или Ричарда Третьего, небольшой кусок из шиллеровских «Разбойников», диалог Фигаро и Розины из «Севильского ци рюльника» Бомарше или эпизод загадок из «Принцессы Турандот» Гоцци. Од н аж ды он медленно произнес последние страшные слова Освальда — героя ибсе- ' новских «Привидений»: «— Мама, дай мне солнце!.. Солнце... Солнце...» И тут же сказал: «Перевод совершенно точный, да и трудно было перевести неточно. Но вот вообразите, как это слышат нор вежские зрители на своем родном язы ке». И прочел именно те слова, которые были написаны самим Ибсеном. А тематика его лекций была разнооб разнейшей. Помню, у нас на первом курсе литф ака он читал «Обзор совре менных течений в психологии», на теат роведческом — рассказывал о западно европейской драматургии, делая иной раз экскурсы в поэзию и прозу. На дру гом курсе этого факультета блистатель но излагал театроведам историю балета, на музыковедческом увлекательно ан а лизировал творчество великих класси ков музыки и написанные усложненным языком произведения новых компози торов —Шёнберга, Онеггера, Хиндемита, Альбана Берга и других. За год до моего поступления в институт он целый се местр посвятил анализу одного только «Гамлета»! Рассказывали, что в конце последней лекции он, пряча улыбку, извинился перед слушателями: — Ну вот, регламент истек, а я только еще подошел к тому главному, что, соб ственно, намеревался сообщить вам об этой пьеске! Этот «гамлетовский семестр» стал просто легендарным. Недавно, читая сборник «Памяти Сол- лертинского», я узнал еще об одном факте, наглядно подтверждающем фено менальную эрудированность этого чело века. В Новосибирске он читал коман дованию округа историю жизни и деятельности великих полководцев всех времен и народов, вычерчивая при этом схемы и анализируя ход знаменитых сражений. С этим циклом лекций он выступал в том самом Доме Красной Армии, в котором возглавлял лекторий по истории музыки. Другой «музыкаль ный университет» под его руководством привлекал жителей Кривощекова (как тогда назывался теперешний Ленинский район Новосибирска) — в клуб им. Кла ры Цеткин. Я отвлекся, но, думаю, читатель пой мет и простит мне это невольное от ступление. В клубе я увидел Ивана Ивановича сразу: он спускался по лестнице в вес тибюль. Не сразу он узнал меня — не так уж часто после того, как я окончил институт, приходилось ему меня видеть (хотя года за два до войны мне дове лось брать у него интервью для «Крас ной вечерней газеты» о предстоящем филармоническом сезоне). Вспомнив, быстро окинул меня с ног до головы пристальным взглядом светлых глаз и высоким своеобразным голосом, энергич ным и словно постоянно атакующим (тем самым голосом, который так вели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2