Сибирские огни, 1976, №9
занятия в Сорбонне, ,решив -посвятить себя -литературе. Ныне она автор десятка пьес, балетных либретто, сценариев, автор одиннадцати романов. Писательница следующим образом декларировала свое «общее правило» в интервью для «Комсомольской -правды»: «Я выросла в буржуазной среде, знаю ее, пишу о ней, потому что не могу, не хочу писать о том, чего не знаю. Я могла бы, пожалуй, пожив немного ореди ра бочих, написать роман о жизни тружеников. Но не испытывая никогда нужды, я не имею на это морального права. Меня часто упрекают еще и в пессимизме... в том, что я даю разочаровывающую картину жизни. Но что поделаешь? К примеру, счаст ливая, большая любовь не нуждается >в нашей помощи. В трудной любви надо разо браться, помочь — вот почему именно ее беру я темой для своих книг». Действительно, вряд ли можно назвать роман «Немного солнце в холодной воде»— оптимистическим. Героиня е го— Натали— натура, способная на нерасчет ливые глубокие чувства, натура -решительная и бескомпромиссная и, опять же, как и Анна,— по-человече-ски нормальная,— гибнет, ибо видит, что иного выхода, иного пути для нее — нет. Мимикрировать она не может, обладая ясными и твердыми представ лениями о честности, о верност-и, о предательстве, а жить, будучи духовно униженной и разграбленной,— она не умеет, не считает это жизнью. Иначе складывается судьба у Жозе — героини романа, опубликованного -в этом номере. В поединке с Юлиусом А. К-рамом она выходит победительницей. Франсуаза Са-га-н экономна во -внешних изобразительных средствах, она не находит нужным подробно рисовать пейзаж или портрет, ее диалоги лаконичны. Всю сипу своего таланта она прикладывает к тому, чтобы как можно полнее, детальнее-, после довательнее раскрыть духовную, внутреннюю жизнь героев, она углубляется в их психологию, поступки ее героев всегда подготовлены массой посылок — ощущений, раздумий, ассоциаций, переданных с предельной точностью и достоверностью. Этого писательница добивается и тем, что повествование она зачастую ведет от первого лица, и тем, что во внутренней жизни героев, в их ощущениях нет для нее ничего второстепенного,— и если она может доверить читательскому воображению домысли вание пейзажа, интерьера, то когда дело касается -внутреннего мира героев, она не оставляет места для разночтений, здесь она— единовластна. И поэтому характеры ее вживе ощутимы, мы не только верим логике их действий внутри романа, но и мо жем спроецировать их поведение в -иной, произвольной обстановке. И это обогащает нас знанием еще -и еще одного из .проявлений человеческой сущности, знанием еще одной из -сторон жизни. Это и есть мера ценности искусства. Плюс несомненное эстетическое удоволь ствие, доставляемое н-епринуждеьносгью стиля и тем, с каким чувством, с какой любовью писательница рисует позитивные аспекты -жизни .своих героев и героинь. Героини главенствуют -в романах Франсуазы Саган, -но .вместе с тем она -рисует вполне четкие мужские характеры, даже типы. Таков Жиль («Немного солнца в хо лодной воде») — типичный -горожанин, растраченный суетою; -человек, в котором ци вилизация напрочь размыла все — от какой-либо веры и честности до способности на постоянство, в чем бы оно ни выражалось; человек, отгороженный от всего живо го, естественного, нормального таким увесистым щитом иронии, что под этим щитом в конце концов гибнет его счастье. Он бессилен быть счастливым. -Не менее четко очерчен и Юлиус А. Крам. Это не просто карикатура не дельца- миллионера, это живой характер. Из мягких, заботливых, прямо-таки - отеческих поступков, манер, изрекаемых слов вокруг молодой героини .постепенно образуется мертвая зона, где .в с ё - о т плеска .неизменных курортных волн до сознания незави симости, самостоятельности Жо-зе; tfr журнала, где она проявляет эту независимость - до ее платьев, квартиры, друзей— все -несет -на себе -клеймо: «СОБСТВЕННОСТЬ ЮЛИУСА А. КРАМА» И «добрый папаша» вкладывает свои капиталы с единственной целью - припечатать аналогичное клеймо ,и -на душе Жозе. Неудача ставит Юлиуса А. Крама на грань ката строфы, -ибо это -ломает стереотип его мышления, заставляет усомниться в силе денег, а старые организмы -не выдерживают ломки -стереотипов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2