Сибирские огни, 1976, №9
ТРАГЕДИЯ НОРМАЛЬНОЙ ДУШИ Уровень рекламно-критического шума после выхода в 1958 году первого романа Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!» был настолько высок, что его отзвуки дока тились до нас, намного опередив переводы ее произведений на русский язык. Этот шум, ничем не подкрепленный, мог оказаться «шумом из ничего», как и первый перевод мог превратиться в сугубо «престижное чтение», однако к обоюд ному— для автора и нашего читателя — удовольствию этого не произошло, ибо и «Здравствуй, грусть!», и «Любите ли вы Брамса?», и — особенно — «Немного солнца в холодной воде» («Иностранная литература», 1972) явили требовательному и серь езному взгляду нашего читателя, вкусы которого формируются отнюдь не рекламой и конформистским престижем демонстративных интеллектуалов, вполне сложивше гося интересного беллетриста со своей, последовательно разрабатываемой темой, со своим стилем,— писателя, работающего в русле лучших реалистических традиций французской литературы (Мопассан),— писателя, глубоко неравнодушного к тому, что происходит в современном антигуманном западном обществе. При поверхностном, «транспортном» чтении романов Франсуазы Саган просто душный читатель может устать от свиста и нитроэмалевого мелькания шикарных автомобилей, от экзотической ослепительности курортных улыбок, пальм и волн, от привычной (для персонажей Саган) роскоши интерьеров. Читателя может утомить - сопутствующий всему этому звон кусочков льда в стаканах виски. И читатель может снисходительно-трезво подумать: «Нам бы ваши заботы, мадам»... Или не менее трез во, но с большей долей объективности: «У каждого свои заботы,— у одного суп не густ, а у другого — жемчуг мелок»... Однако серьезная литература, а к ней с полным правом мы относим романы Франсуазы Саган, пишется без расчета на то, что ею будут забивать время проезда на метро от дома до службы и обратно. Написанное серьезно — предполагает серьезное, вдумчивое чтение. Франсуаза Саган пишет о современной женщине, о француженке наших дней,— это ее тема. Франсуаза Саган пишет о деградации буржуазной морали, о человеческих душах, загубленных обществом, которое живет по принципу: все дозволено во имя сиюминутного эгоистичного удовольствия, когда критерием нравственности, справед ливости и т. д. является счет в банке. Франсуаза Саган пишет о том, как себя чувст вует, как и чем живет нормальный человек в «этом безумном, безумном, безумном мире», как он ищет свое чистое, человеческое счастье и как порою трагически за канчиваются эти поиски в мире чистогана. Гибнет Анна («Здравствуй, грусть!»), ум, порядочность, нормальность которой, желание принести пользу, доброту, счастье двум людям, показавшимся ей достойными этого, приходят в неразрешимое проти воречие с их привычной инерцией «сладкой жизни». И семнадцатилетняя Сесиль — дочь возлюбленного Анны — Раймона, из страха перед «ужасами» новой нормальной жизни, которая вошла бы в их дом с женитьбой отца,— фактически убивает Анну. Укоры совести, как мелкие волны в болоте жизни Сесиль и Раймона, вызванные смертью Анны, мгновенно утихают... Каким должно быть общество, формирующее личность, чтобы к семнадцати годам девушка — внешне благополучная, обаятельная и разумная — могла вполне сформироваться как убийца, с профессиональной хваткой и последовательностью, чужими руками загоняющий жертву! И если нельзя прямо считать этот роман социальным, то с полным правом его можно назвать социальным опосредованно, ибо в конечном счете все социальные процессы и формируют душу человека, и ломают душу человека, к какому бы слою общества он ни принадлежал. Франсуаза Саган пишет о буржуа; ее герои и героини из этого слоя общества, за редкими исключениями, которые подтверждают общее правило писательницы: можно свободно работать только на том материале, который слит 'с судьбой. Франсуа за Саган родилась 21 июня 1935 года в Кажарке (департамент Лот) в семье промыш ленника, училась в Лионе и Париже. В 1951 получила слепень бакалавра. Прервала 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2