Сибирские огни, 1976, №7
Твардовский,— часто упускают из виду, что гражданственность у него неотрывна от по нятия высокого назначения поэзии как ис кусства». Это и Твардовокого отличало. И здесь, и в этом стихотворении, его гражданские чувства тоже неотрывны от «высокого на значения поэзии», от ее высокого гуманиз ма, от высокой ее нравственности. Именно поэтому и встают перед нами его мальчики во всей страшной конкретности их героиче ской солдатской судьбы. Поэтому и пости гаем мы не рассудком, а сердцем реальное, жизненное содержание таких понятий, как воинская слава, воинский долг. Сопережи ваем тем, чья судьба как бы придала подви гу Гагарина еще большую весомость. От крываем для себя то,, что открылось Твар довскому в этом сопоставлении «безглас ной» славы мальчиков-фронтовиков со «все мирной» гагаринской: ...кровь одна, и вы — родные братья, И не в долгу у старш их младший брат. Я лиш ь к тому, что всей своею статью Ты так похож на тех моих ребят. И выправкой, и складкой губ, и взглядом, И этой прядкой на вспотевшем лбу... Как будто миру — со своею рядом — Их молодость представил и судьбу. Сказав о пушкинской гражданственности, 'о том, что она у Пушкина «неотрывна от понятия высокого назначения поэзии как -искусства», Твардовский пояснил: «Это вов се не одно и то же, что способность «ото зваться» на большой спрос времени кое-как сколоченными строчками, вся «граждан ственность» которых :целиком помещается в соответствующем заглавии». Справедливость этих слов станет особенно Наглядной и очевидной, если .вспомнить сти хи Парфентьева о Гагарине, те самые, о ко торых мы говорили ! вначале. Действитель но — какая там гражданственность? И по тому — кака.я там поэзия? А ведь Пар фентьев, как вы помните, обратился в этих стихах не к кому-нибудь, а к «внукам», к потомкам! Ни больше, ни меньше! Твардовский знает, в чем состоит назна чение поэта. Потому и остается с нами (значит, и с «внуками») и в этих стихах о Гагарине, которого лично Твардовский ощутил родным, младшим братом, молодых военных летчиков, преемником их боевой славы. Сам ощутил и передал это свое ощущение нам: Так сохранилась ясной и нетленной. Так отразилась в доблести твоей И доблесть тех. чей день погас бесценный Во имя наших и грядущих дней. ...Назначение поэта, поэзии. Его мы прежде всего имели в виду в нашем разго воре о современных стихах, о том, как сле дуют современные авторы заветам класси ков,— и в первую очередь «одному-един- ственному завету». Я взял последние слова в кавычки, пото му что слова эти принадлежат не мне, а Твардовскому. Это цитата из его стихотво рения, Которое лучшим образом подытожи вает все то, о чем мы здесь с вами говори ли. Им я и кончу: - Вся суть в одном-единственном завете: То. что скаж у, до времени тая,, Я это знаю лучш е всех на свете — Ж ивых и м ертвы х,— знаю только я. С казать то. слово никому другому Я никогда бы ни за что не мог Передоверить. Даже Льву Толстому — Нельзя, Не скаж ет — пусть себе он бог. А я лиш ь смертный.. За свое в ответе. Я об одном при жизни хЛбпочу: О том, что знаю лучше всех на свете. С казать хочу. И так, как я хочу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2