Сибирские огни, 1976, №7

Твардовский,— часто упускают из виду, что гражданственность у него неотрывна от по­ нятия высокого назначения поэзии как ис­ кусства». Это и Твардовокого отличало. И здесь, и в этом стихотворении, его гражданские чувства тоже неотрывны от «высокого на­ значения поэзии», от ее высокого гуманиз­ ма, от высокой ее нравственности. Именно поэтому и встают перед нами его мальчики во всей страшной конкретности их героиче­ ской солдатской судьбы. Поэтому и пости­ гаем мы не рассудком, а сердцем реальное, жизненное содержание таких понятий, как воинская слава, воинский долг. Сопережи­ ваем тем, чья судьба как бы придала подви­ гу Гагарина еще большую весомость. От­ крываем для себя то,, что открылось Твар­ довскому в этом сопоставлении «безглас­ ной» славы мальчиков-фронтовиков со «все­ мирной» гагаринской: ...кровь одна, и вы — родные братья, И не в долгу у старш их младший брат. Я лиш ь к тому, что всей своею статью Ты так похож на тех моих ребят. И выправкой, и складкой губ, и взглядом, И этой прядкой на вспотевшем лбу... Как будто миру — со своею рядом — Их молодость представил и судьбу. Сказав о пушкинской гражданственности, 'о том, что она у Пушкина «неотрывна от понятия высокого назначения поэзии как -искусства», Твардовский пояснил: «Это вов­ се не одно и то же, что способность «ото­ зваться» на большой спрос времени кое-как сколоченными строчками, вся «граждан­ ственность» которых :целиком помещается в соответствующем заглавии». Справедливость этих слов станет особенно Наглядной и очевидной, если .вспомнить сти­ хи Парфентьева о Гагарине, те самые, о ко­ торых мы говорили ! вначале. Действитель­ но — какая там гражданственность? И по­ тому — кака.я там поэзия? А ведь Пар­ фентьев, как вы помните, обратился в этих стихах не к кому-нибудь, а к «внукам», к потомкам! Ни больше, ни меньше! Твардовский знает, в чем состоит назна­ чение поэта. Потому и остается с нами (значит, и с «внуками») и в этих стихах о Гагарине, которого лично Твардовский ощутил родным, младшим братом, молодых военных летчиков, преемником их боевой славы. Сам ощутил и передал это свое ощущение нам: Так сохранилась ясной и нетленной. Так отразилась в доблести твоей И доблесть тех. чей день погас бесценный Во имя наших и грядущих дней. ...Назначение поэта, поэзии. Его мы прежде всего имели в виду в нашем разго­ воре о современных стихах, о том, как сле­ дуют современные авторы заветам класси­ ков,— и в первую очередь «одному-един- ственному завету». Я взял последние слова в кавычки, пото­ му что слова эти принадлежат не мне, а Твардовскому. Это цитата из его стихотво­ рения, Которое лучшим образом подытожи­ вает все то, о чем мы здесь с вами говори­ ли. Им я и кончу: - Вся суть в одном-единственном завете: То. что скаж у, до времени тая,, Я это знаю лучш е всех на свете — Ж ивых и м ертвы х,— знаю только я. С казать то. слово никому другому Я никогда бы ни за что не мог Передоверить. Даже Льву Толстому — Нельзя, Не скаж ет — пусть себе он бог. А я лиш ь смертный.. За свое в ответе. Я об одном при жизни хЛбпочу: О том, что знаю лучше всех на свете. С казать хочу. И так, как я хочу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2