Сибирские огни, 1976, №7
Над ухом шепчет голос нежный, И змейкой бьется мне в лицо Ее волос моей небрежной Рукой измятое кольцо. Он писал это в то время, когда, как при знавался после, «был целомудрен, как Иосиф». И значит, ничего этого в действи тельности не было. Не было, подтверждает Полонский, ему все это «подсказала фантазия». Но подска зала, оговаривается он, «только то, что мог ло бы быть». Оговорка любопытная, если учесть, что герой этого стихотворения как бы стоит в самом центре мироздания. Он — победитель, человек, которому все удается. Полонский верил, что так «могло бы быть». Но в реальной жизни было не так. Совсем по-другому. Была отчаянная нужда, а по рою и самый настоящий лютый голод, за ставивший, кстати, поэта продать однажды золотые часы — тот самый подарок Жуков ского. Было унизительное безденежье, тем более его унижавшее, что в тех домах, ку да он был вхож, материального недостатка не знали. Не зря он сказал одному знакомому, что смотрит на издание своей первой книжки, «как на проступок, извиняемый, быть может, обстоятельствами и крайней необходимостью в деньгах». Конечно, говоря о «проступке», он слег ка кокетничал. Но это кокетство голодно го, но воспитанного Человека, который и рад бы сразу наброситься на еду, да при- личйя не позволяют. Что делать, если нужда постоянно дава ла знать о себе, если униженному ею По лонскому все вокруг напоминало о ней. Да же веселое пение маленькой птички: В небесах, но не для неба. Вся полна зем ны х забот. Для земли, не ради хлеба. П тичка весело поет. Это звучит так: еще бы ей не быть весе лой, если она поет «.не ради хлеба»! Да, это зависть, и Полонский прямо гово рит об этом: «Внемля ей, невольно стыдно н досадно, что порой сердцу гордому завид на доля птички полевой»! Но, сказав о се бе: «гордый» («гордое сердце») — опять поспешил. Опять обогнал мечтой действи тельность. Лермонтов, влияния которого, как заме тил еще Белинский, не избежал молодой Полонский, действительно был гордым: «И перед идолами света не гну колени я мои». Полонский «гнул колени». И перед идо лами света — «поклонялся тем, кого любят». И перед общественным мнением, от кото рого слишком зависел. Как ни скрывал Полонский свою зависи мость, как ,ни стыдился ее,— он ее чувство вал, понимал, как сам пишет в одном сти хотворении, что она «постепенно разрушает» его «святые убежденья». И от понимания этого тайный холодок полз ему в душу, «тайный холод» воцарился .в ней. Белинский справедливо указал на Лер монтова. Да, скептицизм иных ранних сти хов Полонского — тоже свидетельство раз лада между мечтой и реальностью. Но на этом сходство кончается. Потому что отно шение к действительности у обоих поэтов было разным. Даже противололожным друг Другу. Лермонтов беспощадно безыллюзорен: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть...» И это— не каприз, не минутная слабость. Это---суть его миро ощущения. Того самого, которое сперва Ж у ковский, а потом Гоголь обозначили точ ным словом — «безочарование». Вот уж. что совершенно не было свойст венно молодому Полонскому. Он ведь .не бодрился, не заклинал себя, когда писал: «Верь знаменованью! Нет конца стремленью — есть конец страданью!» Он и вправду надеялся на лучшее, верил, что несчастли вая его жизнь, которую сам он сравнивал с «хмурым, ночным небом», вскорости ста нет иной, сияющей, как «утро молодое». И тогда все в его жизни пойдет по-другому: Ни единой тучки На лазурном небе! Ни единой мысли О насущном хлебе! Причем затертое, многократно использо ванное до Полонского, сравнение собствен ной жизни с хмурой ночью в его стихах — не банальность. Оно у него наполнено ре альным, мировоззренческим смыслом. Мы уже видели, что Полонский так пона чалу и относился к своей реальности — как к ночи, которая не может же длиться веч но и которая уже тем хороша, что дает воз можность заснуть, забыться во сне. Впро чем — не забыться даже, а, как сказал он сам, «уйти в продоческие сйы». «Пророче ские» — прежде всего по отношению к се бе. И, разумеется, в выгодном для себя свете. Но напрасно иные его современники, раз драженные частыми вымыслами поэта, на зывали их «уродливыми галлюцинациями». Он не «галлюцинировал» даже тогда, когда ввергнутый жизнью в состояние беспомош- нбсти и бессилия! все-таки- писал: «Снится мне: я овеж и молод, я влюблен, мечты ки пят... От зари роскошный холод проникает в сад». «Что же влечет его беспрестанно в эту область мечтаний?» •— спрашивал позднее Добролюбов. И отвечал: «Поэт рад бы жить действительностью; но она для не го так безотрадна, скучна и бессмыс ленна, что он невольно стремится от нее подальше». Но не получалось — «подальше». И у то го Полонского, о котором писал Добролю бов,— автора многих' поэтических книг, и у молодого Полонского — тоже: Уже над ельником из-за вершин колючих Сияло золото вечерних облаков, Когда я рвал веслом густую сеть пловучих Болотных трав и водяных цветов. То окруж ая нас, то снова расступаясь Сухими листьями шумели тростники; И наш челнок шел, медленно качаясь. Меж топких берегов извилистой реки. Кажется, как спокойна и идиллична эта картина золотого заката. Как благотворно и умиротворяюще она должна была бы действовать .на душу. Почему же так .нерл-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2