Сибирские огни, 1976, №7
А во-вторых, потому, что аргументы; ко торые приводят скептики, показались мне... Впрочем, судите сами. Вот что пишет Игорь Золотусский: «...все мы восхищаемся тыняновским «Кюх- лей», «о забываем, что Тынянову все же не удался роман о Пушкине. Почему? Да потому, что Кюхельбекер был тем пи сателем, который не до конца выразил себя в своих сочинениях. Пушкин это сделал». Ну, что касается Тынянова, его романа о Пушкине, то он ведь не окончен. Тынянов умер, не дописав его. Написал лишь часть, где есть отдельные замечательные главы. А успей Тынянов кончить роман, то— кто знает... Золотусский, впрочем, знает: все равно бы ничего не вышло. Ведь Пушкин из тех писателей, которые «до конца выразили се бя в своих сочинениях». А раз так, то пи сать о нем —-пропащее дело. Потому' что, разъясняет Золотусский, «он сам напирал роман своей жизни — и этим романом ста ли его книги. То же сделали и Гоголь, До стоевский, Толстой». А Кюхельбекер этого не сделал. Потому и одержал Тынянов своим «Кюхлей» твор ческую победу. Стало быть, и Грибоедов, продолжим мы Золотусского, тоже этого не сделал — не вы разил себя до конца в своих сочинениях, не написал о своей жизни. А иначе почему же тыняновский роман о нем — «Смерть Вазир- Мухтара» стал одной из вершинных книг нашей биографической литературы? В общем, логика Золотусского ясна. Он считает, что только великим йод силу выра зить себя до конца. Меньшим этого, увы, не дано. Даже таким, как Грибоедов. Но тогда — кому они вообще нужны со своими сочинениями? Ведь освободить ху дожника от необходимости выразить Себя, свой характер, свое мироощущение, свое отношение к жизни — значит попросту от ставить его от литературы, от искусства. Еще Белинский писал о том, что «в отно шении к выбору предметов сочинения пи сатель не может руководствоваться ни чуж дою ему волею, ни даже собственным про изволом, ибо искусство имеет свои законы, без уважения которых нельзя хорошо пи сать. Оно прежде всего требует, чтобы пи сатель был верен_ собственной натуре, сво ему таланту, своей фантазии». Это — истина, и она была ясна, разуме ется, не одному только Белинскому. «Не только такие лирические поэты, как Байрон, Гете и Шиллер, но и второстепен ные поэты, поднимающиеся не слишком вы соко в область истинно великого, имели свою нравственную физиономию». Так сказал Яков Полонский, поэт, по зна чению примерно равный Кюхельбекеру, то есть не великий, не крупный, — второ степенный. Он сознает свое место и сам. Потому и го ворит именно о в т о р о с т е п е.ня ы х поэ тах, указывает, чем они не о т л и ч а ю т ся от гениев и что способствует тому, что и они, второстепенные, смогут остаться в ли тературе. И ведь действительно остались. Остались теми своими вещами, где видна их, ни яа кого не похожая, «нра>вственная физио номия». Тот же Полонский остался: Для него и сомнения не было; зачем существует лите ратура. «По моим стихам,— писал он Фе ту,— можно проследить вою мою жизнь». Будто Золотусскому этим отвечает, правда? И если он сказал, что по ним, по стихам, можно проследить1всю его Жга.нь, то да вайте попробуем— проследим. Всю, конеч но, не сможем: это заняло бы здесь слиш ком много места. Но исе-таки посмотрим, действительно ли только'Тению под силу «яаййсать роман своей жизни». Возьмем не сколько стихов молодого Полонского. Что они запечатлели? «Когда, поступив на службу,— вспомина ет Полонский,— я в первый раз проходил через канцелярию наместника в кабинет ди ректора Сафонова, я чувствовал такое к се бе презрение — такое гадливое к себе чувст во при виде чиновников наполнило .мою ду шу, что смешно вспомнить... Мне казалось, что я уже .не прежний, свободный, как ве тер, независимый, самостоятельный юноша. Слово н а ч а л ь н и к , -;было мне невы носимо...» К тому же - времени относится это его четверостишие;: Бесплодный ж ар любви тая в своей груди. Я, не рожденный для Ноклонов. Уйду, заеду в глушь, исчезну посреди Шестидесяти миллионов! i Здесь важно не только, «не рожденный, для поклонов». Еще важней: «исчезну по среди шестидесяти миллионов» — такое ко личество населения насчитывала тогдашняя Россия. Не в сословности дело. .Полонский и сам был сыном рязанского чиновника Речь идет о поприще, к которому с детства готовил се бя поэт, о его честолюбивых надеждах, ко торым особенно обильную пищу дал, мо жет быть, сам того не подозревая, Жуков ский, когда вручил гимназисту Полонскому золотые часы за стихи,, написанные юным стихотворцем в честь приехавшего в Ря зань наследника престола. А московские литературные салоны! Ка- • жется, не было такого, где не побывал сту дент Полонский. И ,не было такой литера турной (и не только литературной) знаме нитости, с которой так или иначе не искал бы знакомства. Его близкая приятельница Е. А. Штекеншнейдер, женщина умная и наблюдательная, тонко подметила, что «По лонский всегда больше чем интересуется, именно, можно оказать, поклоняется тем, кого любят. Он точно греется в атмосфере, которая окружает любимое существо». Суета? Конечно. Но можно понять моло дого провинциала, в нетерпеливых своих мечтах обгонявшего действительность. Он словно яа себя примерял костюм обожаемо го всеми кумира и как будто .сладостно за мирал от тайной мысли, что и ему эта одежда, пожалуй, будет впору. Он верил, он мечтал, он будоражил воображение, пред ставляя себе одну картину слаще другой:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2