Сибирские огни, 1976, №7
жавы любят Пушкина, а не «себя в Пуш кине». Между ними и самойловским фотографом — даже не барьер, а глубочайшая пропасть. Тогда как между героем Самойлова и теми авторами, о которых здесь шла речь, лич но я особой разницы ,не вижу. Разве толь ко в подручных средствах, которыми они пользуются, запечатлевая себя на фоне Пушкина: этот — «посредством линз и не гатива», те — еловом. Но что до средств, то герой Самойлова, по сравнению с нашими авторами, наверное, покажется большим умельцем: ведь он сделал множество сним ков, стало быть, освоил технику, тогда как большинство из них чувствуют себя в об ращении со словом не очень твердо. Главное, что полностью совпадает цель, которую все они преследуют, обращаясь к классике: «На фоне Пушкина— себя!». Когда-то булгаковский Рюхин, виршеплет- неудачник, из «Мастера и Маргариты» искренне недоумевал: за что Пушкину по ставили памятник? «Что он сделал? Я не постигаю... Что-нибудь особенное есть в этих славах: «Буря мглою...»? Не по нимаю!..» „. Наши стихотворцы, как мы уже убеди лись, тоже не слишком хорошо понимают пушкинские стихи. И это обстоятельство то же не мешает им поглядывать на пушкин ский памятник. Собственно, если говорить начистоту, они запечатлевают себя не столько на фоне Пушкина, сколько на фоне его признанного величия, действуют с расчетом на то, что для нас уже одно пушкинское имя обая тельно, самоутверждаются за счет нашей к Пушкину любви. Я не настаиваю на том, что каждый из них подходил к Пушкину или к другому классику непременно с таким намерением. Но вышло у каждого именно это. Воз можно, что и вопреки первоначальному замыслу. Уж на что благой замысел был у ленин градца Льва Куклина — ему захотелось по сетовать на нерадостный свой тридцатисе милетний юбилей. Тридцать семь—-прожи то не так уж мало, а что .нажито? Стихи? А что стихи, когда нет признания, когда до сих нор и самому неясно: состоялся ли ты как поэт или не состоялся? Деньги? Но что — деньги? Разве могут они согреть душу? Что ж, как говорится, бог в помощь. Тут бы и сесть Куклину к столу и попытаться зафиксировать а стихах это чувство. Но нет. Он вспомнил еще, что как раз в трид цать семь погиб на дуэли Пушкин. И вот — написал: Я на дуэлях не стреляю: Я не какой-то дуралей... Мне — тридцать семь. И я справляю Свой незам етны й юбилей. Не смущ ена некруглой датой. Печет пирог моя ж ена, И, к ак м едаль лауреата. Л уна мне издали видна... Не огорчит чрезмерной славой Годов оставленная сень. А ты — ровесник мой кудрявый — Иначе встретил тридцать семь... 12. Сибирские огни № 7. Очевидно, чтобы спасти положение, Кук- лин назвал это «Шутливыми стихами са мому себе в день рождения». Но не спасает ни такое название, ни такая — действитель но искренняя, вырвавшаяся из сердца ав тора,— горькая концовка: Ну что мы в ж изни накопили? Кто нас любил? Кто невзлюбил? Что Пушкин... Пушкина убили. А я вот — «Москвича» купил... Все это не спасает, потому что вначале автор говорил о дуэли, о трагедии, то есть сам настраивался и нас настраивал .на со переживание Пушкину, тратичеекой его судьбе. А вместо этого вдруг занялся при кидыванием: он вон чего достиг, а я — чего? У меня— .ни лауреатской медали, ни чрез мерной сланы... И благой замысел погиб. Стихи — тоже. Они оказались даже технически .несостоя тельными. Куклину — человеку, несравнимо более мастеровитому, чем многие названные здесь авторы, в данном случае отказало про стейшее умение найти соответствующее мы сли слово. И появилось в стихах неуклю жее, поскольку оно неизбежно .накладыва ется на Пушкина,— «дуралей», или вообще бог знает что — «я на дуэлях не с т ре - л я ю»! Наверняка Куклин хотел оказать: «не с т р е л я ю с ь » , а не то, что он, де скать, обычно на дуэли не отвечает выст релом ,на .выстрел или что он лично пред почитает драться на шпагах! Помните сказку о жестокой кррсавице, которая ласково встречала очередного крас на молодца, в дом приводила, --кормила, поила и спать укладывала? Помните, что там было дальше? Раздевался добрый мо лодец, с вожделением поглядывая на кра савицу, бухался в сладком предвкушении на кровать и... Кровать переворачивалась, а наш герой летел в мрачное, сырое подзе мелье... Вот и здесь. Соблазнились авторы слад кой возможностью самоутвердиться за счет гения или даже — чем черт не шутит!—- сравняться с ним. И провалились на глазах у читателей! «Во мне, а не в писаниях Монтеня...» Согласитесь, что, начитавшись таких сти хов, поневоле присоединишься к тем участ никам дискуссии о «биографическом жанре в «Литературной газете», которые скепти чески оценили возможности художественной литературы о классиках. Но именно — по неволе. По доброй цоле присоединяться не хочется. Не хочется потому, вонпервых, что законы литературы можно (вывести только из под линных художественных ценностей, а не из тех, что мы с .вами рассмотрели, ибо они хотя и участвуют в нынешнем стихотворче ском процессе, «но, как вы сами понимаете, находятся вне поэзии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2