Сибирские огни, 1976, №7
То есть, рома.н писался так, как автору хотелось написать его, как он чувствовал. И приятно сознавать, что, возникнув независимо от каких-либо исторических вех пли этапов, этот роман объективно служит очень важному делу сближения народов Совет ского Союза и США. И в данном случае фигура Турчина — не только потому, что он русский, боров шийся за дело северян,— и весь роман являются перекличкой двух великих народов, проявлением высоких побуждений и идеалов — он безусловно льет воду на мельницу того, что мы называем мирным сосуществованием в лучшем смысле этого слова. Мы знаем, что мирное сосуществование не исключает идеологической борьбы, не исключа ет, к сожалению, и психологической войны. Но этот роман — пример именно мирного сосуществования со знаком плюс. Оценка, которая была дана здесь нашими ведущими литературоведами художе ственным достоинствам романа Борщаговского, вполне правильна. Исключение, на мой взгляд, составляет история с Радомской общиной, о.на дана в романе несколько слабее. Роман «'Где поселится кузнец» очень интересен и в литературном отношении, и в отношении скрупулезной реконструкции страны и времени, в которых не жил и в кото рой ,не был автор. С. П. ЗАЛЫГИН, п и с а т е л ь . Меня .привлекла одна особенность романа А. Борщаговского: его достоверность. Я сужу по своему собственному впечатлению, по ощущению, которое редко обманыва ет, по чувству доверия — поскольку люди, выступавшие здесь, либо бывали в Америке, либо специально изучали ее и хорошо ее знают. Я не бывал в Америке и плохо знаю ее, чтобы не сказать, совсем плохо. Но дело-то в том, что нельзя думать, будто понять книгу, образ, деталь может только тот человек, который видел описываемую реаль ность своими глазами и который специально занимается этой проблемой. Очень важно убедить человека, который ничего или почти ничего не знает по пред мету, убедить, что все именно так. Это может быть важнее, чем убеждать или подтвер ждать новой информацией знание человека, который и без того все знает. У искусства есть собственные законы. Например, если мне станет объяснять что- либо об авиационном моторе техник-авиатор, я могу его понять или не понять; но если хороший писатель изобразит какой-то конфликт или даже поломку мотора, я это у в и- ж у и пойму, хотя и мало что понимаю в моторах. Значит, дело в том, что в искусстве любая деталь в ы с в е ч и в а е т с я , она становится доказательной для любого читате ля, не только для знатока, она открывается для человека, впервые сталкивающегося с этой проблемой или техническим вопросом. Я верил этому роману, читая его, и важно, что он меня убедил, меня, человека, не осведомленного в области американской истории. Как достигается такая достоверность? Очень и очень не легко. Все начинается с ге роев, от них тянутся все нити; и если произведение не юмористическое, то оно обяза тельно должно выражать симпатии к главному герою. И здесь мы следуем все время за главными и второстепенными персонажами, и достоверность их характеров переносится на все произведение. Если бы автор был только чисто исторический писатель, то мы строго следовали бы только за фактами, и родилось бы какое-то научное исследование, а не роман, и наше собрание было бы не собранием литераторов, а ученым советом. В романе найдена мера литературной симпатии к героям, участия к ним. И через этих же героев мы как-то видим и историю — не отдельный исторический факт, а именно историю большой, великой страны в очень важный период, когда рож далось новое американское общество, рождалась нация, и способ .рождения этого об щества сказывается потом на всей жизни общества и его исторической судьбе. И эта судьба человечества и страны высвечивается в образах нескольких главных действую щих лиц. Таково мое впечатление от прочтения этой книги. Но в чем ее пафос? Я думаю, что пафос .романа в его серьезности,.он рассчитан на серьезного читателя. Там нет внешне занимательных фабульных поворотов, а если они и есть, то как выражение са мой жизни. Нигде я не нашел следов такой литературной технологии, когда автор спе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2