Сибирские огни, 1976, №7
рез тяжкий жизненный опыт, сохранили человечность, достоинство и шли с поднятой головой через все ужасы и разочарования. И я еще хотел подчеркнуть писательское мастерство А. Борщаговского, умение каждый эпизод сделать внутренне драматичным. Драматизм, напряжение борьбы и же лание узнать, как выстоят эти люди, как пройдут через все испытания,— все это дер жит наш читательский интерес и ,не только духовно оживляет, но и нравственно подни мает. Это качество книги, по-моему, является очень важным. Она написана языком художника, который всякий раз хочет, чтобы мы ощутили обстановку и своебразие речи персонажей, чтобы через речь перед нами вставали ха рактеры и чтобы диалог был одновременно драматичным. Все это, вместе взятое, без излишней красивости, при большой скупости, лаконизме придает особый аромат книге, которая, по-моему, принадлежит к числу лучших книг не только самого Борщаговского, но и лучших вообще в нашей исторической ли тературе. Н. Н. БОЛХОВИТИНОВ, д о к т о р и с т о р и ч е с к и х н а у к , з а в е д у ю щ и й с е к т о р о м С Ш А И н с т и т у т а и с т о р и и А Н СССР : Мы имеем дело с книгой, которая будет, вероятно, долгое время формировать пред ставление читателей об Иване Васильевиче Турчанинове. Дело в том, что мы часто су дим о тех или иных исторических личностях не по десяткам и сотням трудов професси ональных историков, написанных о них; мы судим по лучшим произведениям художе ственной литературы. Надо сказать, что предшественники Александра Борщаговского, писавшие о Турча нинове, опирались на очень небольшой документальный материал и часто заполняли пробелы, лаканы авторским воображением. И меня привлекло в романе Александра Борщаговского то, что он проявил себя не только как художник, но и как историк-ис следователь. Здесь уже приводился пример касательно второй половины жизни Турчина в Аме рике после окончания Гражданской войны, того периода, о котором, в общем, профес сиональным историкам ничего не было достоверно известно. Теперь историки узнали основную канву его жизни, которую отныне нужно, дополнять. Я думаю, что в буду щем появится и научная биография Ивана Васильевича Турчанинова, уже теперь со бранные материалы во многом позволят сделать это более детально. Затем очень важно, что читатель имеет возможность всегда отделить, знать, где он имеет дело с документом (в междуглавнях текст набран другим шрифтом, чем все лите ратурное повествование). Это придает роману, художественному произведению, доку ментальность. Мне кажется очень важным, когда литератор строго следует тем доку ментальным данным о жизни и деятельности его героя, которые сохранились. Я, конечно, не отрицаю права литератора писать так, как он видит своего героя, но очень приятно бывает, когда этот образ соответствует сохранившимся фактам и точ ным документальным свидетельствам. Единственное, мне кажется, что, когда мы имеем дело с крайне драматическими периодами истории, такими, как Гражданская война, то важно помнить, что в ней уча ствуют две стороны. И в романе этот план намечен. Но мне бы хотелось, чтобы он был развит, может быть, более обстоятельно. Ведь через многие семьи прошла борозда вой ны, расколов и разметав эти семьи; одна из таких семей показана в романе, о ней уже упоминали — это братья Говард, один из которых оказался на стороне Юга, другой — на стороне Севера. Если сторона Севера показана в романе со всем блеском, то автор уделил меньше внимания другой стороне, Югу, между тем как ее показ очень важен. Мы сейчас при ближаемся к 200-летию американской революции, и здесь крайне важен показ событий в полном объеме, важен показ и тех, кто выступал не на стороне сил прогресса, а с ре акцией. Это иногда труднее и сложнее, но очень важно. Н. П. ВОРОНОВ, п и с а т е л ь . Это прежде всего роман о людях, живущих жизнью духа, об истинных интелли гентах, о людях высокой души. Для меня Турчин ассоциируется с Герценом, хотя эта фигура неравного, несораз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2