Сибирские огни, 1976, №7

рез тяжкий жизненный опыт, сохранили человечность, достоинство и шли с поднятой головой через все ужасы и разочарования. И я еще хотел подчеркнуть писательское мастерство А. Борщаговского, умение каждый эпизод сделать внутренне драматичным. Драматизм, напряжение борьбы и же­ лание узнать, как выстоят эти люди, как пройдут через все испытания,— все это дер­ жит наш читательский интерес и ,не только духовно оживляет, но и нравственно подни­ мает. Это качество книги, по-моему, является очень важным. Она написана языком художника, который всякий раз хочет, чтобы мы ощутили обстановку и своебразие речи персонажей, чтобы через речь перед нами вставали ха­ рактеры и чтобы диалог был одновременно драматичным. Все это, вместе взятое, без излишней красивости, при большой скупости, лаконизме придает особый аромат книге, которая, по-моему, принадлежит к числу лучших книг не только самого Борщаговского, но и лучших вообще в нашей исторической ли­ тературе. Н. Н. БОЛХОВИТИНОВ, д о к т о р и с т о р и ч е с к и х н а у к , з а в е д у ю щ и й с е к т о р о м С Ш А И н с т и т у т а и с т о р и и А Н СССР : Мы имеем дело с книгой, которая будет, вероятно, долгое время формировать пред­ ставление читателей об Иване Васильевиче Турчанинове. Дело в том, что мы часто су­ дим о тех или иных исторических личностях не по десяткам и сотням трудов професси­ ональных историков, написанных о них; мы судим по лучшим произведениям художе­ ственной литературы. Надо сказать, что предшественники Александра Борщаговского, писавшие о Турча­ нинове, опирались на очень небольшой документальный материал и часто заполняли пробелы, лаканы авторским воображением. И меня привлекло в романе Александра Борщаговского то, что он проявил себя не только как художник, но и как историк-ис­ следователь. Здесь уже приводился пример касательно второй половины жизни Турчина в Аме­ рике после окончания Гражданской войны, того периода, о котором, в общем, профес­ сиональным историкам ничего не было достоверно известно. Теперь историки узнали основную канву его жизни, которую отныне нужно, дополнять. Я думаю, что в буду­ щем появится и научная биография Ивана Васильевича Турчанинова, уже теперь со­ бранные материалы во многом позволят сделать это более детально. Затем очень важно, что читатель имеет возможность всегда отделить, знать, где он имеет дело с документом (в междуглавнях текст набран другим шрифтом, чем все лите­ ратурное повествование). Это придает роману, художественному произведению, доку­ ментальность. Мне кажется очень важным, когда литератор строго следует тем доку­ ментальным данным о жизни и деятельности его героя, которые сохранились. Я, конечно, не отрицаю права литератора писать так, как он видит своего героя, но очень приятно бывает, когда этот образ соответствует сохранившимся фактам и точ­ ным документальным свидетельствам. Единственное, мне кажется, что, когда мы имеем дело с крайне драматическими периодами истории, такими, как Гражданская война, то важно помнить, что в ней уча­ ствуют две стороны. И в романе этот план намечен. Но мне бы хотелось, чтобы он был развит, может быть, более обстоятельно. Ведь через многие семьи прошла борозда вой­ ны, расколов и разметав эти семьи; одна из таких семей показана в романе, о ней уже упоминали — это братья Говард, один из которых оказался на стороне Юга, другой — на стороне Севера. Если сторона Севера показана в романе со всем блеском, то автор уделил меньше внимания другой стороне, Югу, между тем как ее показ очень важен. Мы сейчас при­ ближаемся к 200-летию американской революции, и здесь крайне важен показ событий в полном объеме, важен показ и тех, кто выступал не на стороне сил прогресса, а с ре­ акцией. Это иногда труднее и сложнее, но очень важно. Н. П. ВОРОНОВ, п и с а т е л ь . Это прежде всего роман о людях, живущих жизнью духа, об истинных интелли­ гентах, о людях высокой души. Для меня Турчин ассоциируется с Герценом, хотя эта фигура неравного, несораз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2