Сибирские огни, 1976, №7
А. А. АНИКСТ, д о к т о р ф и л о л о г и ч е с к и х н а у к Произведение А. Борщаговского — прежде всего великолепно .написанная книга, независимо от того, исторический это роман или просто роман. Конечно, главное, что здесь привлекает, это два замечательных образа, которые создал писатель, — образ Турчина и образ его жены Надин. Это — образы, тесно связанные с героическими образами русской литературы; это два характера, в которых есть очень много того, что действительно роднит их с духов ной культурой России XIX века, с передовыми людьми той эпохи. Есть у «их черты, которые делают их близкими, понятными и в наше время. Очень хорошо, что в этой книге герои даны без идеализации, они показаны в труд ной жизни, в их исканиях, и, вместе с тем, они раскрыты очень глубоко, очень душев но, но раскрыты прежде всего и больше всего в действиях и поступках. Роман интересен также и тем, как великолепно в нем отражено окружение двух главных персонажей. Они живут в реальном мире. Как правильно сказал М. О. Мен дельсон, их окружает бесчисленное количество действующих лиц, и каждое из них очень живо, интересно, четко обрисовано. Удача писателя состоит в том, что он сумел создать широкую и многообразную картину огромного исторического, жизненного процесса прошлого столетия. Этот ро ман овеян духом трагического. Герои А. Борщаговского переживают сложный драма тический конфликт, трагедию людей свободолюбивых, людей гуманных, которые дол жны участвовать в чудовищном деле подавления свободы другой страны, других лю дей. Это очень драматический эпизод романа, сделанный исключительно тонко и глу боко. Изображение войны в произведении очень достоверно. Чувствуется, что каждый военный эпизод возник у автора не просто потому, что стал известен какой-то факт,— писатель сумел их осмыслить как человек, который сам видел войну и знает, как раз виваются военные события, как ум, разум сталкиваются с косностью, как случай мо жет определить удачу или неудачу и как общее настроение оказывается порой сильнее, чем преимущество военной техники. Все написано человеком, который по-настоящему чувствует и понимает, и мы — люди, прошедшие через войну, читаем эти описания как верные и убедительные. Для нас это перестает быть отдаленной эпохой. Все это в ро мане выражено с большой силой, и та сторона произведения, которая показывает внут ренний конфликт страны, разделение ее на две части, воплощена особенно выразитель но в образах братьев Говард, оказавшихся по обе стороны фронта. Очень удалась в романе историческая фигура Линкольна, президента Га.рфилда и появляющаяся со временем фигура Гранта. У Борщаговского здесь большая удача, он показал их очень точно. Мы видим, что это не манекены, а живые люди, введенные в историческое псвестзование. Из романа видно также, что война, как и все предшествующие и более поздние жизненные испытания, не привела героев к счастливому итогу, который соответствовал бы их стремлениям, мечте и идеалам. Их жизнь связана с неудачами, с поражениями, с горькими переживаниями. Я бы не оказал, что это .происходит .потому, что они слишком большие утописты. Нет, они не столько утописты, сколько люди настоя щих идеалов. И этот конфликт между гуманными идеалами и действительностью .раокрыт с уди вительной силой, з том числе и в тех эпизодах, которые рисуют опыт создания своеоб разной общины в Радоме. Это произведение, в котором я ощущаю биение пульса человека нашего времени, человека, который думает не только об историческом опыте, не только о том, что было в X IX веке, но и о том, как трудны пути к осуществлению общественных, гражданских идеалов и в нашу эпоху. Это книга о том, что люди при всех условиях обязаны сохранять мужество, веру в свои идеалы. И образы героя и героини прекраоны именно тем, что никакой плачевный опыт, через который они проходят, не ломает их души, а, наоборот, закаляет их, дела- ет жизнестойкими. Эта духовная сила героев помогает нам видеть вещи в правильной перспективе, и, несмотря на то, что жизненный опыт их в конечном счете чрезвычайно трагичен, мы заканчиваем книгу с таким ощущением, которое бывает при чтении подлин но трагического произведения,— с ощущением гордости за людей, которые, пройдя че
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2