Сибирские огни, 1976, №7

ным знаком внимания и дружбы был торт, специально «для русских» испеченный Агнес­ сой Суворовой, супругой С. И. Суворова. Она принесла нам этот торт за день до расста­ вания, до отлета е Умнака на материк, в Анкоридж. Естественно, что, наряду с памятниками прошлого и преданиями, в том числе о ги­ бели шкипера Медведева и его команды на Умнаке в восемнадцатом веке, захоронение которых обнаружено было Лафлином, нас волновал и вопрос о том, как живут алеуты ныне, каковы их судьба и будущее, как они расселены? После продажи Аляски сложилась парадоксальная ситуация, о которой мало кто имеет представление. Русские могли уехать в Россию или принять американское граж­ данство, а коренное население не имело возможности сделать ни того, ни другого. Оно оставалось вне гражданства, полностью бесправным юридически! Именно так пишет Роберт Аккерман, один из видных исследователей истории и эт­ нографии Аляски в наше время. Вот его подлинные слова: «С переходом Аляски к Соединенным Штатам в 1867 т. русским подданным была га­ рантирована возможность вернуться в Россию или принять гражданство (подданство) Соединенных Штатов. Такая забота не была проявлена по отношению к коренным наро­ дам, так как в договоре 1867 г. делалось особое исключение для коренных групп насе­ ления, и далее утверждалось, что такие группы должны «...подчиняться законам и пред­ писаниям, которые Соединенные Штаты могут время от времени принимать относитель­ но коренных племен этой страны». В 1871 г. Конгресс провозгласил, что с коренными группами населения не будут заключаться никакие договоры. Это оставило коренные племена Аляски неопределенными и непризнанными». Именно так: «неопределенными и непризнанными»! Лишь в 1912 году правительство обнаружило этот факт. Как продолжает тот же исследователь: «В 1912 году' на Аляску была распространена территориальная форма местного управления, и этот закон открыл путь для территориального признания стату­ са коренных жителей Аляски. До этого момента их статус не был ни статусом граж­ дан, ни статусом иностранцев, могущих получить гражданство». Понадобилось, однако, еще двенадцать (!) лет, спустя 57 лет после покупки Аляски, чтобы право ,на гражданство этих «плебеев» американского общества было официаль­ но признано законом. Только в 1924 году, пишет Р. Аккерман, «Конгресс Соединенных Штатов издал аналогичный закон, дававший гражданство лицам индейского происхож­ дения в пределах территориальных границ государства». Такова горькая правда истории. Но деле не только в юридическом неравноправии. Еще в начале XX века развитие капитализма, крутой перелом, вызванный наруше­ нием былой системы жизни, основанной на натуральном хозяйстве, ростом капиталисти­ ческой эксплуатации, привели алеутов к критической грани, поставили перед ними во­ прос: быть или не быть? Свидетельством тому была наша экскурсия на Уналашке к алеутскому кладбищу. Оказалось, что среди немногих могил людей, умерших в возрасте от 50 до 80 и более лет, в 1900—1906 гг. было чрезмерно много детских захоронений в возрасте от 3 месяцев до 5 лет. Установить принадлежность погребений не составляло труда: на стандартных де­ ревянных досках русскими буквами были вырезаны имена и фамилии умерших и даты жизни. Большинство умерших были Душкины и Крюковы. Эти фамилии самые распро­ страненные на Уналашке и Умнаке. Непоправимый ущерб нанесла алеутам Вторая мировая война. Хотя японские им­ периалисты бомбили только два острова (Атту и Уналашку), власти США, опасаясь вторжения японцев, переселили на время войны всех жителей архипелага на полуостров Аляска, что явилось причиной смерти многих алеутов, а также того, что из пяти тысяч человек на острова вернулось около тысячи. В настоящее время на островах проживает около двух тысяч алеутов и почДи пять тысяч человек неаборигенного населения, преимущественно военных. Алеуты живут в одиннадцати селах с различным количеством жителей. Крупнейшими являются поселе­ ния: о-в Св. Павла — 605 человек, Сэнд Пойнт — 485, Кинг-Коув — 381, Уналашка 346, Св. Георгия — 212, Белкодаский — 162, Акутан— 121, Никольское — 97, Унга — 90, Фалс-Пэсс — 69, Нельсон-Лагун — 61 человек. Остальные алеуты живут мелкими груп­ пами (около восемнадцати групп) по одному или несколько человек. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2