Сибирские огни, 1976, №7
ным знаком внимания и дружбы был торт, специально «для русских» испеченный Агнес сой Суворовой, супругой С. И. Суворова. Она принесла нам этот торт за день до расста вания, до отлета е Умнака на материк, в Анкоридж. Естественно, что, наряду с памятниками прошлого и преданиями, в том числе о ги бели шкипера Медведева и его команды на Умнаке в восемнадцатом веке, захоронение которых обнаружено было Лафлином, нас волновал и вопрос о том, как живут алеуты ныне, каковы их судьба и будущее, как они расселены? После продажи Аляски сложилась парадоксальная ситуация, о которой мало кто имеет представление. Русские могли уехать в Россию или принять американское граж данство, а коренное население не имело возможности сделать ни того, ни другого. Оно оставалось вне гражданства, полностью бесправным юридически! Именно так пишет Роберт Аккерман, один из видных исследователей истории и эт нографии Аляски в наше время. Вот его подлинные слова: «С переходом Аляски к Соединенным Штатам в 1867 т. русским подданным была га рантирована возможность вернуться в Россию или принять гражданство (подданство) Соединенных Штатов. Такая забота не была проявлена по отношению к коренным наро дам, так как в договоре 1867 г. делалось особое исключение для коренных групп насе ления, и далее утверждалось, что такие группы должны «...подчиняться законам и пред писаниям, которые Соединенные Штаты могут время от времени принимать относитель но коренных племен этой страны». В 1871 г. Конгресс провозгласил, что с коренными группами населения не будут заключаться никакие договоры. Это оставило коренные племена Аляски неопределенными и непризнанными». Именно так: «неопределенными и непризнанными»! Лишь в 1912 году правительство обнаружило этот факт. Как продолжает тот же исследователь: «В 1912 году' на Аляску была распространена территориальная форма местного управления, и этот закон открыл путь для территориального признания стату са коренных жителей Аляски. До этого момента их статус не был ни статусом граж дан, ни статусом иностранцев, могущих получить гражданство». Понадобилось, однако, еще двенадцать (!) лет, спустя 57 лет после покупки Аляски, чтобы право ,на гражданство этих «плебеев» американского общества было официаль но признано законом. Только в 1924 году, пишет Р. Аккерман, «Конгресс Соединенных Штатов издал аналогичный закон, дававший гражданство лицам индейского происхож дения в пределах территориальных границ государства». Такова горькая правда истории. Но деле не только в юридическом неравноправии. Еще в начале XX века развитие капитализма, крутой перелом, вызванный наруше нием былой системы жизни, основанной на натуральном хозяйстве, ростом капиталисти ческой эксплуатации, привели алеутов к критической грани, поставили перед ними во прос: быть или не быть? Свидетельством тому была наша экскурсия на Уналашке к алеутскому кладбищу. Оказалось, что среди немногих могил людей, умерших в возрасте от 50 до 80 и более лет, в 1900—1906 гг. было чрезмерно много детских захоронений в возрасте от 3 месяцев до 5 лет. Установить принадлежность погребений не составляло труда: на стандартных де ревянных досках русскими буквами были вырезаны имена и фамилии умерших и даты жизни. Большинство умерших были Душкины и Крюковы. Эти фамилии самые распро страненные на Уналашке и Умнаке. Непоправимый ущерб нанесла алеутам Вторая мировая война. Хотя японские им периалисты бомбили только два острова (Атту и Уналашку), власти США, опасаясь вторжения японцев, переселили на время войны всех жителей архипелага на полуостров Аляска, что явилось причиной смерти многих алеутов, а также того, что из пяти тысяч человек на острова вернулось около тысячи. В настоящее время на островах проживает около двух тысяч алеутов и почДи пять тысяч человек неаборигенного населения, преимущественно военных. Алеуты живут в одиннадцати селах с различным количеством жителей. Крупнейшими являются поселе ния: о-в Св. Павла — 605 человек, Сэнд Пойнт — 485, Кинг-Коув — 381, Уналашка 346, Св. Георгия — 212, Белкодаский — 162, Акутан— 121, Никольское — 97, Унга — 90, Фалс-Пэсс — 69, Нельсон-Лагун — 61 человек. Остальные алеуты живут мелкими груп пами (около восемнадцати групп) по одному или несколько человек. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2