Сибирские огни, 1976, №7
битые в мягком камне жировые лампы, каменные орудия, костяные гарпуны, делали кожаные лодки и I. д. Культура этих людей была высокой еще до их появления в Америке, что подтверж дают находки в Сибири. Новым подтверждением контактов с Сибирью,— заметил Лаф лин,— являются находки присутствующего здесь доктора Васильевского на стоянке Им. чин, схожие с находками на Анангуле, но имеющие и отличия, свидетельствующие о своеобразии развития. В дальнейшем широко распространяется культ мертвых — «ка- загадах». А находки скульптурой свидетельствуют о распространении религии. Особен ностью алеутских находок является то, что 20 процентов их изготовлено из вулканиче ского стекла — обсидиана. Дэвид Хопкинс .нашел обсидиан у вулкана Акмак на острове Умнак, в местности, называемой «чагах» (по-алеутски это слово и означает обсидиан), откуда он распространялся за 60—70 миль. Приспособившись к суровым условиям, алеу ты научились шить и соответствующую этим условиям одежду. Ко времени открытия Алеутских островов русскими алеуты имели три диалекта своего языка, но, несмотря на большие расстояния между различными группами поселе ний, понимали друг друга лучше, чем эскимосов. В 1824 году на Алеутах появился Иннокентий Вениаминов. Его заслугой является создание первой церковноприходской школы, алфавита и грамматики алеутского языка, подготовка которой заняла три года. Это событие имело важное значение, так как алеу ты писали больше всего писем, тогда как эскимосы, превосходившие их числом, не име ли даже своего алфавита. Археологические находки, заключил свое выступление Лафлин, подтверждают, что на Алеутских островах со времени их заселения жили алеуты и их предки. Затем В. Лафлин предоставил слово А. П. Окладникову, который подчеркнул, что очень рад первым из советских археологов побывать на Аляске и на алеутской земле, где жил и работал Иннокентий Вениаминов. Это тем более приятно еше и потому, что ему посчастливилось учиться в школе в том самом селе на Верхней Лене, в Анге, где родился И. Вениаминов. Несколько лет назад А. П. Окладников посетил это село и на шел дом, где родился его великий земляк, в хорошем состоянии и просил жителей села и местные власти беречь этот дом как исторический памятник. После выступления и многочисленных вопросов и знакомств с алеутами и рабочими краборазделочных предприятий, канадскими геологами и молодежью, к Окладникову подошли две пожилые женщины и с нескрываемым восторгом сказали, что они, изучая историю алеутов и деятельность И. Вениаминова, никак не предполагали, что здесь мо жет появиться земляк великого просветителя. На Уналашке, в ожидании самолета и доброй погоды, у нас прошли два дня, пол ностью насыщенных впечатлениями первой встречи с Алеутскими островами, их приро дой, с самими алеутами и, конечно, с памятниками русско-алеутской культуры. Первый такой памятник — церковь, русская, православная, такая же, как в любой старой сибирской деревне,— е куполом-луковицей, с .привычным для русского глаза ико ностасом. В церкви нам были показаны сохранившиеся рукописные и печатные книги на цер ковно-славянском и алеутском языках. Но это — все, что осталось от богатой библиоте ки, сильно пострадавшей в годы Второй мировой войны. Разбираясь в книгах, А. П. Ок ладников помог определить даты многих из них, а также значение икон и надписей. Ин тересным было прочтение надписи под иконой Пантелеймона-целителя следующего со держания: «Икона сия установлена в память 100-летия православной церкви на Алеу тах (1794— 1894) и установления общества трезвости в 1895 году». Когда Пелагея Дья конова узнала содержание надписи, то грустно сказала, что еще в прошлом веке у алеу тов было такое общество и программа, в которых особенно нуждаются именно сейчас. Рядом с нашим пристанищем — домом миссис Бэвели — была не только церковь, но ма. ленькая роща приземистых, корявых, будто намеренно прижимающихся к земле «вайт- спрусов», темно-зеленых лапчатых алеутских елей. Первая и последняя роща на всей гряде Алеутских островов... Дальше мы видели только зеленую траву да дикие природные цветы короткого алеутского лета. Эту рощу, по преданию, посадил все тот же неутоми мый и беспокойный отец Иннокентий — Вениаминов, должно быть, как и мы, скучавший по сибирской родной тайге, видевший только во сне безграничные ее просторы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2