Сибирские огни, 1976, №7

ношении ко времени подготовительных работ: десять лет было затрачено на приготов­ ление к этой великой задаче, а десять часов — на самую работу». Однако Беринг тоже был по-своему прав, когда решил повернуть назад. «Мы воображаем, что все открыли, и строим воздушные замки, а никто не думает о том, что где мы нашли этот берег? Как еще далеко нам до дому, что еще может с нами случиться? А берег нам незнакомый, чужой, провианту на прозимовку не хватит...» Тяжелые предчувствия, как мы знаем, оправдались. Второе плавание Витуса Бе­ ринга на поиски Большой Земли закончилось катастрофой, и он не вернулся на Камчатку. На обратном пути мореплаватели прошли мимо острова Кадьяк, открыли остров Укамок, а затем похоронили матроса на острове, получившем из-за этого печального случая, как бы провозвестника грядущих печальных событий, имя Шумагина. Оста­ новившись для похорон у этого острова, мореплаватели встретили, наконец, алеутов. Для алеутов это была не только первая встреча, с европейцами, но и с той частью европейской культуры, которая оказалась впоследствии величайшим злом для этих детей природы. «Я угостил его (алеута),— пишет Свен Ваксель,— чаркой водки, которую он взял в рот, однако немедленно выплюнул обратно с ужасным криком, как будто рассказы­ вая своим товарищам о случившемся с ним...» Так начинается эпопея освоения Алеутских островов и всей Русской Америки. Ее детально описывали различные исследователи. Последней по счету работой в этом пла­ не является фундаментальное исследование А. И. Алексеева «Судьба Русской Амери­ ки», изданное в Магадане в 1975 году. На страницах книги А. И. Алексеева читатель встретит много имен выдающихся русских людей, принимавших участие в изучении и освоении Алеутских островов. В их числе имена Григория Сарычева, Григория Шелихова, А. Баранова, замечательного чукчи Н. Дауркина — первого исследователя из среды коренных жителей Севера, И. Вениаминова. Другая книга, поистине уникальная по массе свежих фактов, по широте взгляда, в которой также идет речь о Русской Америке, об освоении Аляски и Алеутских ост­ ровов, принадлежит перу Светланы Федоровой. Изданная в 1971 году, она называется «Русское население Аляски и Калифорнии». Книга эта, превосходно иллюстрированная документальными редчайшими картами и рисунками, не имеет равных по охвату темы в мировой литературе. Это, в полном смысле слова, энциклопедия Русской Америки. Не удивительно, что ее издали и в Соединенных Штатах, на английском языке. В кни­ ге Светланы Федоровой Русская Америка как бы вызвана из страны теней, ожили ее люди, в том числе алеуты — аборигены этой суровой земли, сроднившиеся за двести лет с русскими, с Россией и с горечью пережившие расставание с русскими в 1867 году. В этой связи интересно, что в конце девятнадцатого столетия один американский путешественник, написавший книгу о Персии и персах, побывал на Каспийском море и там встретил... алеута, капитана судна. Ксерокопию этого известия послал нам из Нью-Йорка наш добрый друг, профессор Джулиос Бёрд, один из старейших работни­ ков знаменитого Музея Естественной Истории, человек, который долгие годы работал вместе с Генри Фэрфилдом Осборном, великим палезоологом и географом, инициато­ ром прославленной в летописях изучения Центральной Азии экспедиции Р. Ч. Эндрюса — той самой экспедиции, что впервые прошла сквозь пустыни и степи Монголии не на верблюдах, а на автомашинах. Впрочем, газолин для колонны машин Эндрюса везли все-таки верблюды! Так вот что было написано о нашем алеуте с Каспийского моря: «Капитан был плотным косоглазым алеутом. Он разговаривал на ломаном английском языке л пре­ тендовал на американское гражданство вследствие его рождения на Аляске, хсдакбыл сыном русского губернатора и алеутской женщины». Капитан на Каспии, «косоглазый алеут», сын алеутки и «русского губернатора»! Не правда ли, неожиданное, но явно до­ стоверное в основе своей известие? Историки, возможно, разберутся в этой поистине авантюрной истории, выяснят, чьим был сыном капитан-алеут, как попал на Каспий и где кончил свои дни. Бесспор­ но одно: даже и у жарких персидских берегов он оставался сыном своего народа, вер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2