Сибирские огни, 1976, №7
щие ледяные реки. И вдруг внизу показались огнедышащие, спускающиеся прямо в море конусы вулканов. Правда, жерла их не извергали раскаленную лаву, из них не вырывались столбы огня и над ними не полыхали зарева подземных пожаров. Но вот увидели мы, как из маленького бокового кратера-паразита на одном из склонов выры ваются струи пара. Вулкан явственно жил, пульсировал, дышал смертоносными газами. Такой предстала перед нашими глазами земля алеутского народа, его родина, его суровая мать. Пролетая вдоль Алеутской гряды по направлению к острову Умнаку, к таинствен ной Анангуле с ее каменными пластинами1, мы имели достаточно времени, чтобы вспомнить историю освоения этих земель русскими людьми, «Колумбами росскими», начиная с половины восемнадцатого века. Она, эта впечатляющая и подлинно драматическая история подвигов русских мо реходов, вставала в нашей памяти шаг за шагом, век за веком — от открытия Рус ской Америки и до последних ее дней, когда гордо реявший над Аляской, над Алеут скими островами и даже Калифорнией русский флаг был спущен. Как и многое другое прогрессивное в истории Старой Руси, начало Русской Аме рики, история ее открытия связаны были с тем великим переломом, который отмечен деятельностью Петра I и его «птенцов», смело перешагнувших рубежи России и дви нувшихся осваивать не только соседние области Европы и Азии, но со временем и Но вый Свет — Америку. Среди других замыслов Петра одним из величайших явились поиски Северо-во сточного прохода, попытки решения проблемы, волновавшей ученых и мореплавателей начала XVIII столетия,— соединяются ли Азия с Америкой, Старый Свет с Новым. 23 декабря 1724 года, накануне своей кончины, Петр подписал Указ о снаряжении небывалой по масштабам экспедиции, которая по инструкции, утвержденной его преемницей на троне Российской империи Екатериной I, должна была выполнить сле дующие задачи: «1. Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами. 2. На оных ботах возле земли, которая идет на норд, а по чаянию (понеже оной конца не знают) окажется, что та земля часть Америки. 3. И для того искать, где она сошлася с Америкою, и чтоб доехать до какого горо да Европейских владений, или ежели увидят какой корабль Европейский, проведать от него, как оный кюст (берег) называют, и взять на письме, и самим побывать на бере гу, и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды». Итак, экспедиция, во главе которой поставлены были опытные и смелые моряки — капитан первого ранга, участник Азовского (1704 года) и Прутского походов, ветеран Северной войны Витус Беринг, лейтенанты Алексей Чириков и Мартын Шпанберг, вышла 13 июля 1728 года в -бурные волны Охотского моря. От жителей острова, открытого 10 августа и названного именем Святого Лаврен тия (в его день на остров ступили мореплаватели), Беринг и его команда узнали, чго «земля их делает две губы и обращается к устью реки Колымы. А всюду прилегло мо ре, в котором великие отмели, и всегда несет льды; а в соседстве-де окромя их чюкот- ского народу никаких островов и земель не знает, и потом он, Беринг, доходил до се- :верной широты 67 градусов 19 минут и длины от устья -реки Камчатки 30 градусов 14 минут, а в правой стороне по куршу и от острова земли не видели, и земля больше к северу не простирается и наклоняется к западу, и потому он, Беринг, рассуждал, что данной ему Указ исполнен, и возвратился назад». Перед тем, как принять решение о возвращении из достигнутых мест, Беринг со брал совет офицеров. На нем мнения разделились. Мартын Шпанберг предлагал плыть на восток до 16 августа, затем повернуть обратно. Алексей Чириков настаивал, чтобы плыть вблизи берегов, пока не дойдут до. устья реки Колымы. Как полагает А. И. Алек сеев, автор книги «Судьба Русской Америки», если бы экспедиция последовала сове там Чирикова, «было бы совершенно точно доказано существование пролива между Азией и Америкой и повторено впервые после Дежнева и Алексеева плавание по Чу 1 См. очерк А. Окладникова «Стыковка на Байкале». «Сибирские огни» № 3. 1976.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2