Сибирские огни, 1976, №6

гл аго л , у п р а в л я ем ы й отри ц ател ьн ою ч асти ­ цею , тр еб у е т у ж е не винительного, а р о ­ д и тельн ого п а д е ж а . Н ап рим ер: я не пишу стихов». В о о б р аж ен и е, короче го вор я, рисует т а ­ к ую к ар ти н у : С ам ченко, которы й, к ак п и ­ ш ет Ш к л яревск и й , «м ногое вы черкивал», не изм ени л себе и на это т р аз. Он вы бро ­ сил д в е н и ку д а не годны е строфы и п оло­ ж и л их в п ачку д р у ги х , так и х ж е, а р е д а к ­ тор, не разо б р авш и сь, что к чем у, сп утал п ачки и ти сн ул к н иж к о й ту, что п р е д н а зн а ­ ч ал ась в к орзи н у. Т о гд а, по край н ей м ере, все с та л о бы на свои м еста. И мы бы зн ал и , что виновник не б езж ал о стн ы й к себе С ам ченко, а его р ед ак то р . В ер н ее — ред ак то ры . И б о их у С ам чен к о ц елы х д в а — Л . Вью нник и С. С уш а. С удвоен н ой стар ател ьн о стью т р у ­ ди ли сь, т а к с к а за т ь , в четы ре руки. В ч е­ ты ре г л а за стихи читали... А с д р у го й стороны — перед нам и чуть ли не кл асси чески й случ ай : ху д ож н и к, в о с ­ п и тай ученика! И б о ком у ж е ещ е стави ть п од этим и сти хам и р е д ак то р ск ую подпись, к а к не С ергею С уш е, ко то ры й д а ж е дл я м атери своей н а х о д и т вот к ак и е слова: Когда она осматривала сушу, Целуя солнце Веслами бровей, На склонах зрели персики и груши. Взлетали в небо клинья лебедей. С огласи тесь, что на т ак о м ф оне д а ж е ф а н т а зи я С ам чен к о вы гл я д и т к ак -т о б л е д ­ н о в ато : п о д ум аеш ь, з а п у т а л н ас к ак и м и -то п а сс аж а м и . В о т это д ей ств и тел ьн о зд о р о во п р и дум ан о : г л а за ж енщ ины о см атр и в аю т суш у (то есть, зем лю , а не а в т о р а : он в ед ь не н ап и сал это слово с больш ой б у к ­ вы ), а ее брови, п о х ож и е на весла... нет, л у ч ­ ше, к а к в о р и ги н ал е,— ее «весла бровей» в это в р е м я гр ебут... простите, ц ел ую т солн­ це. К то м у ж е о т обы чного это т поцелуй — с п ом ощ ью весел — о тл и ч ается ещ е и осо­ бой м агической силой. Он способен з а с т а ­ ви ть зр е ть перси ки и груш и и сго н ять л е ­ бедей с н асиж ен ны х мест. П р а в д а , поклонн ики С ам ченко м о гут в о з­ р а зи т ь мне, что и в его к н и ж к е есть нечто подобное. Н ап р им ер : «Н а ресни цах п р и ле­ тел а, очи н а с т е ж ь — я притих». Ч то ж . Т а ­ кое т о ж е не к а ж д ы й вы д ум ает. И все-таки п р ед став л яю , к а к снисходительно у лы б ал ся р е д ак т о р С уш а, ч и та я С ам чен ко ,— .так с о л ­ д а т последнего го д а служ бы отечески снис­ хо ди тел ен с н овобр ан ц ем , «сал аж он к ом » . Ещ е бы! Т ак и х ресниц у Суши — хоть п р у д пруди! В от, наприм ер, что д ал ьш е прои схо ди т с героин ей того ж е сти х о тв о р е­ ния «М ать»: Бледнела перед каждою стремниной. Не радовала полная Луна, Пока она не встретила мужчину С усами, . Как дунайская волна... О б р ат и т е вн им ан и е на стройн ую п о сл ед о ­ в ательн о сть о б р азн о го реш ения темы : г е р о ­ иня за гр е б а е т в есл ам и бровей, герой п у с к а ­ ет усы речной волной. Ж у р н а л ь н а я п л ощ ад ь не бесп редельн а. П о этом у д а в а й т е х оть п р о б еж и м ся по к н и ж к е этого а в т о р а . К а к по кун сткам ер е. Н е осм отрим , а хотя бы кинем беглый в згл я д на р ар и теты . П у сть к аж ды й из них сам го вор и т за себя. И так : «И п р и х о д ят мы сли, согнуты м и с к л а д к а ­ ми р ассы п аясь густо на вы соких лбах...»; «И сердц а м удрею т, и сердц а м у ж аю т в ритм е со зр еваю щ и х сердец»; «Лю ди, к а к ром аш ки на л у гу росистом , ум ы ваю т плечи с голово й , сполна...»; «Ш еб арш и т в о л к о д ав , к и стен ям и к л ы ­ ков о гры заясь...»; «Н о встр ети л ся с д е в я ты м , вал ом , и что- то в д р у г с тр ясл о сь со мной... Т ем валом бы ли д в а к о л о д ц а , д в е черн об урки , два о г­ ня,— гл а за , к а к д в а огром ны х солй ц а, до косточки сож гл и меня». Н е хотелось, но у последней ци таты п о­ неволе за д е р ж и ш ь ся . З н ачи т, так : д в а к о л о д ц а, д в е ч ер н о б у р ­ ки, д в а огн я — все это с у ть один вал — не торговы й, не промыш ленны й , и не в том смы сле, что все это св а л ен о в одн у к у ­ чу, а — ш торм овой: д ев яты й . Вм есте с тем сам этот в ал — вроде бы и не совсем вал. Т о есть, воо бщ е-то он — в ал , но он ещ е и — гл а за , которы е «к ак д в а огром ны х солнца». А то, что они «огром ны е», это п о ­ нятно: к а к бы иначе в них п ом ести лось все это хозяй ство? Н о — ум ол каем : «И н дустрии с та л ьн а я ж в а ч к а , к ак гром ы ­ хание ведром ...»; «И плы ву я навер х, словн о ястреб...» (это герой Суш и ны рнул в мрре и в о т—как ястр еб — вы ны р и в ает); «К ак ры цари, сто ят стол етн и е д у б ы с в ет ­ вям и, словн о боро д а у Л ь в а Т олстого». С топ! В от у ж д ей ств и тельн о — р ад и к р а ­ сного словц а не п о ж ал е л отца! П о к у д а С у ­ ш а с о зд а в а л плавучего я стр еб а, м ож н о бы ­ л о п ром олчать. Н о сейчас, т а к с к а за т ь , о т ­ цовский пепел за ст у ч а л в наш и сердц а. В е д ь это ж надо — ср ав н и ть д у б о вы е в ет ­ ви с толстовской бородой! З н аю , что оскорбленны й автор гн евн о вскри чи т мне в ответ: д а ты, мол, что — ослеп? Н е видиш ь, что ли, что речь не о как и х -н и б у д ь, д у б ах , а о тех, что р а ст у т в Я сной П о л ян е? В иж у. И вот о чем д у м аю : а есл и б С у ­ ш а, не д а й бог, о к а за л с я в М и хай л овском ? Ч то бы он с к а за л о т ам ош н и х д у б ах ? Ч то они с пуш кинским и б а к ен б а р д ам и ? В сп ом и н ается Т вар д о в ск и й : «Г о во р и ть о П уш ки н е — неим о верн о трудн о». Н а д о п о ­ л а г а ть , о Т олстом — тож е. Н о эт о Т в а р д о в с к о м у — тр у д н о . С уш е — легко. И Е го р у С ам чен к о — т о ж е ничуть не труднее. В о т к а к он о б р а ти л ся к 'П уш ­ кину: Летел, шумел зеленый скорый, И вдруг в Молдавии веселой Очаровало мой язык Твое: «и друг степей калмык». П очем у им енно — в М о л д ави и ? П отом у что м олодой П уш ки н там о т б ы в а л ссы лку? П отом у что С ам чен ко п р о ех ал по этим п уш ­ кинским м естам ? Н ет, не п отом у. Ч и та й т е д ал ьш е: Лен Белоруссия белила, В ночи писать сподручней было,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2