Сибирские огни, 1976, №6

ве за в и с ят от благоп риятны х или н ебл аго ­ приятных природны х и м етеорологических условий. Но читаю дал ьш е: Ветер медоносный и лучистый Льет высокотравную волну. Не галдите, праздные туристы, Я хочу послушать тишину. Я бы, не стесняясь выражений. Запретил работать вашим ртам. Если нынче нет богослужений. Поклоняйтесь травам и цветам! П редставим себе эту ситуацию въявь. В Холмогоры , на родину Л ом оносова, при­ ехал Ш ошин. В ернее, его, так сказать, л и ­ рический герой. В ин дивидуальн ом п о р я д ­ ке. И приехали туристы . О рган изованной группой. Ч то они делаю т? П ью т водку? З а б р а сы в аю т окрестности буты лкам и или консервными банкам и? З ап у скаю т во всю мощь тран зи сто ры ? Нет. Они всего-навсего д ерж ат ся группой, х о д ят толпой. (А как им ещ е ходить? Н арочн о разбрестись во все стороны , чтобы не оскор б л ять в зы ск ател ь­ ных в згл яд о в ?) И переговари ваю тся м еж ду собой, что понятно и естественно, когд а со­ би рается много народу. Ч то ж е так рассерд ило героя Ш ош ина? О тк у д а это его ж елание отчитать туристов, д а ж е не вполне цензурно: «Я бы, ие сте­ сн яясь вы раж ений...»? С ам о ж е стихотворение и отвечает на это. Не зр я о ту ри стах едва ли не п р езр и ­ тельно сказан о — «праздны е». То есть, м еж ду лирическим героем и ними, п ри ехав­ шими за тем ж е, что и он, проведен неко­ торый во д о р азд ел . Д а ж е весьм а ощ ути­ мый. Их п об уж д ен и я и впечатления к ак бы за р ан ее отвергнуты , к ак недостойны е вни­ м ан ия: «Н е галдите...» З а т о поб уж д ен и я с а ­ мого героя оценены д овольн о у важ и тел ьн о : «Я хочу п о сл уш ать тишину». Я — хочу! Ч естное слово, если бы перед этим нам р асск азал и не о лягуш он ке и бычке, а дали п о-настоящ ем у п о чувствовать подлинную неповторим ость холм огорской природы , ес­ ли бы автор сум ел убедить нас в своем д у ­ ш евном родстве с. ней, д а ж е тогда... Впрочем , что зн ач и т д а ж е тогда? Никог­ да! Н а пренебреж и тельность к лю дям , на ан ти дем окр ати зм ничто и никто не д ает п рава. В этом , в частности, у б еж д аю т т р а ­ диции русской классической поэзии. « Н а р о ­ ды , ныне научитесь... сою зы р а зр уш а ть блю - дитесь, храните искрению приязнь...» — так, м еж д у прочим, писал не кто-нибудь, а Л ом он о со в, на роди ну которого поех ал Ш ошин... И они ж е, вели ки е тради ции , приучили нас к том у, что, чем зн ачительней тем а сти ­ хотворени я, чем, стал о бы ть, интересней со ­ бы тия, о которы х авто р в зял ся нам р а с ­ сказы вать, тем больш ую ответственн ость перед нами, чи тателям и , он в зв ал и в а е т на себя. П отом у что стихи на тем у, во л н ую ­ щ ую всех,— не таки е, которы е м ож но п р о ­ б е ж а т ь гл а за м и и т у т ж е забы ть, бу д то и не чи тал вовсе. С лиш ком д л я это го велики бы ли наш и ож и д ан и я. О своем зн ак ом ств е с прославленны м ко см он автом В иктор П арф ен тьев н аписал таки е строки: Я Гагарина видел, как вас, Жал его мускулистую руку. Передам я огонь ее внукам. Чтоб огонь этих лет не погас. И снова нем едленно вспы хи вает ч увство душ евного интереса. И, к сож ал ен ию , поч­ ти т ак ж е нем едленно гаснет. Снова хочется п р ед стави ть себе с и т у а ­ цию. Т акой, к ак она во ссо зд ан а в стихах. Ч то происходит? М ож ет бы ть, Г агари н доверительн о б еседует с П арф ен тьевы м ? П р о яв л я ет к нем у особое д р уж е ск о е р а сп о ­ лож ени е? Н ет. Он просто п о ж ал ем у руку. Ч то говорить, д л я а вто р а это, конечно, л е ­ стно и приятно. Но п редставим себе, скол ь­ ким лю дям всего м ира п ож ал 'руку наш К о см о н ав т-1. Т ак н еуж ели этого д о с та т о ч ­ но, чтобы лю бой из них — то льк о на так ом основании! — считал себя способным о к а ­ зать ся хранителем «огня эти х лет»? (А в ед ь дру ги х оснований, кром е случай ного р у к о ­ п ож ати я, у П арф ен тьев а — он и сам это го не скры вает — нет). П р ав о ж е, н ап расн о автор о став и л за грани цам и своего стихотворен ия каки е-то други е м отивировки того чувства сам о- возвыш ения, котор ое его вд руг охвати л о. И бо без них мы — к а к бы сильно это го ни ж ел ал и — не см ож ем р азд ел и ть с П а р ф е н ­ тьевы м его л и к ован и я по поводу того, что он теперь — проводник «огня эти х лет» и что о т него, от П арф ен тьев а, отныне з а в и ­ сит, п огаснет или нет это т огонь. Ч то ж е д о «внуков», д о потом ков, к к о ­ торым о б р ати л ся П арф ен тьев, то, дум аю , что и они в р я д ли о б р ад ую тся, прочитав это стихотворение. Н е то лько потом у, что авто р застави л их р еш ать нелегкую г о л о в о ­ лом ку: что зн ач и т «огонь... руки»? Они в р я д ли о б р ад ую тся, прочитав в том ж е стихотворении т ак и е строки: Видел я, как пылит луноход По пролункам меж кратеров лунных. Это вспомнят и в будущем люди, Ну, а я-то все видел в тот год. Н у и что из того, что — «видел»? В ед ь ок азат ьс я очевидцем — у д ач а, но не з а ­ слуга. Б о л ьш е того: то, что авто р у у д ал о сь воочию у ви деть нечто зн ач и тел ьн ое,— это, если хотите, д а ж е о б я зы в а ет его к тому, чтобы он увиденн ое п р ео б р ази л д л я нас в прочувствованное и п ереж и тое. Д а , ничего не п од елаеш ь, им енно о б я зы ­ вает. Т ут это сур ово е слово не то л ьк о не проти воп оказан о . О н о неизбеж но. «Н у и что? Ч то дал ьш е?» — эти, о д н а ж ­ ды произнесенны е мною , слова — не п р о ­ явлен ие моего личного лю бопы тства. Они оп р авд аны у ж е тем , что мы с вам и в зял и в руки книгу поэта, соверш ив тем самым ак т доверия. И о бм ан уть до в ер и е нел ьзя. И н аче в этом сам ом «Н у и что?» п розвуч и т и н то н а­ ция у ж е не ж ад н о го ин тереса, а недоум ен ­ ного разо ч ар о в ан и я. Ах, д еск ать, то лько и всего-то? А мы -то д ум ал и ... Н епрем енно поэт д о л ж ен сообщ и ть что-то зн ачительное, в аж н о е д л я себя и д л я нас. И н аче го во ря, лю бой п овод д о лж ен п р о ­ будить в нем душ у, д о лж ен стать к ак и м -то сущ ественным м ом ентом его поэтической

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2