Сибирские огни, 1976, №6
— П осле приземления космонавты сообщили свои координаты — 180 километров северо-зап аднее Перми. Однако слово «приземление» только в самом общ ем виде пере д а ет необычайные обстоятельства возвращ ения экипаж а. ...Летим на вертолете над тайгой. П ож алуй, во всей Пермской области не найти более густого лесного массива. Населенные пункты здесь отстоят друг от друга на двадц ать-три дц ать километров, и, конечно, в зимнее время, когда снег в лесу местами дости гает высоты двух метров, сообщение м еж ду селами крайне затруднено. Н ельзя сказать, кто первым зам етил с воздуха купол парашю та — ярко-оранж ево го с белыми полосами, зависшего на кронах высоких сосен. Скоро мы увидели и са мих космонавтов. Они энергичными ж естами давали понять, что все обстоит благопо лучно, за нас, мол, не волнуйтесь. Тем временем пилот одного из .вертолетов Владимир Тепляков с воздуха отыскал в лесу ближ айш ее к космонавтам место, где можно было приземлиться. Оно находи лось в шести-.восьми километрах от места посадки. Конечно, то был не идеальный «аэ родром» — заброш енный хутор с полуразвалившимися строениями. Он зарос кустарни ком, был завал ен снегом. Здесь и решили организовать «таежный аэропорт». Н адо бы ло об л ад ать незаурядным летным искусством, чтобы посадить на эту крошечную пло щ адку тяж елый Ми-6, на котором прибыла группа встречи с космодрома Байконур. Первы е отряды , организованны е из местных лесорубов, охотников, колхозников, к этом у времени уж е находились в пути. Они шли из деревень Кургановки и Каменки и долж ны были повстречаться к ак раз где-то возле космонавтов. Одними из первых одолели на лы ж ах овраги, завалы , буреломы колхозники артели «Победа» Степан Д е нисов и Василий Курганов, инж енер из Соликамска Борис То-милов, работник милиции города Березники М ихаил Клюка и еще несколько человек. Вскоре к ним присоединился Василий Н аседкин, то т самый В ася-лесоруб, о котором сердечно отозвался Л еонов на встрече с общ ественностью в Перми. В асилия вместе с мотопилой «Д руж ба» спустили на тросе с вертолета, чтобы расчистить место вокруг космического корабля. Его колле ги из леспромхоза Михаил Липков, Николай Кож ухов, Владимир Семушев и другие валь щики в это время освобож дали от деревьев с трудом найденный в полутора кило м етрах от места посадки космонавтов «пятачок» мелколесья. О ттуда путь леж ал к «таеж ном у аэропорту», где дож идался вертолет Ми-6, доставивший космонавтов в Пермь... То было в 1965 году. Ч ерез пять лет стартовал космический Корабль «А поллон-ХПЬ. Л овелла, Суид- ж ерта и Хейса автору этих строк довелось увидеть через полгода после полета в не большом курортном городе Ф'РГ—Констанце, где проходил очередной конгресс М еж ду народной астронавтической федерации. В момент, когда корабль находился в 330 тысячах километров от Зем ли и в 91 ты сяче килом етров от Луны , ком андир зам етил, что давление в кислородном бачке № 2, находящ ем ся в отделении четвертого двигательного отсека, в течение одной минуты резко повысилось, удерж ивалось на этом уровне две секунды, а затем начало стреми тельно п а д а ть вплоть до нуля. Еще не вполне осознав причины назревающ ей аварии и ее м асш табы , Л овелл, посоветовавшись с товарищ ами, решил пока сообщить Зем ле о случившемся в такой формулировке: — Хьюстон, у н а с проблема. О днако дальш е события стали развиваться с устрашающей скоростью. Космонавты зам етили, что .на пульте загорелся сигнал, указывающий на неисправности в системе электропитания отсека экипаж а, а перед этим они услыш али «хлолок» (b a n d ), передав шийся по конструкции корабля из двигательного отсека. Спустя три-четыре минуты пос ле «бэнга» вышла из строя батарея топливных элементов № 3. Согласно инструкции, вы- ход из строя д а ж е одной из трех батарей требует аварийного возвращ ения на Землю . Но это бы ло еще далеко не все. Спустя двадц ать минут выш ла из строя батарея № 1. Л овелл долож ил: ’ — Хьюстон! и з двигательного отсека истекает газ. Тогда р а зд а л ас ь команда из Хьюстона: — Л овеллу и Хейсу перейти в лунную кабину и включить ее бортовые системы. О ’кэй,— сказал Л овелл и, .повернувшись к Хейсу, добавил:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2