Сибирские огни, 1976, №5
вспоминает слова Б. Пастернака, сказавше го о женщине, потерявшей сына: «Лишь бы имеете с горем не пришло к ней ожесточе ние». И мы видим: нет, не приходит. Люди порой легкомысленны в своих де лах, даж е в своей любви, но всегда серьез ны в горе. Поэтому участие в поисках, как прикосновение к сокровенному, помогло многим и многим. Примечательно: люди вы ходили искать родственников других людей —• находили самих себя; чувствовали вдруг бесцельность и ложь своего существования, признавались: «Человек я по природе не важный»; решали начать сначала... Как видим, книга А. Барто дает повод для многих раздумий. Раздумий зачастую нравственных — даж е тогда, когда речь идет о вопросах сугубо писательских: на пример, о позволительных граиицах прямо го, активного вторжения литератора в жизнь своих современников. Да, мы помним немало произведений, где автор становился непосредственным действующим лицом. Но все же такое «вторжение» зачастую было для писателя не целью, а средством: к нему прибегали, чтобы полнее и как бы изнутри рассказать о бытии героев, вскрыть, наме тить проблему, но отнюдь не разрешить. В данном случае жизнь не становится для автора прежде всего материалом к книге. Хотя как много можно было бы извлечь из этих поисков писателю! Сколько сюже тов было рассыпано вокруг? А. Барто хо рошо видит, перечисляет и даже коротко очерчивает их — сюжеты психологические и детективные, драматические и мелодрама тические, для короткой новеллы, для рома на, для юношеской повести... А. Барто за черкнула для себя эти сюжеты, точнее, выбрала один, самый трудный: не просто жить жизнью своих героев, но менять ее, творить сюжет новый. И когда в стремительных буднях поисков действительно родилась книга, мы убеди лись, что этот сюжет — поистине захваты вающий, связывающий воедино и туго не торопливые страницы повествования. Здесь сошлись вместе обычные людские письма, сохранившие в произведении А. Барто свою орфографию и стиль, отрывки из радиопе редач «Найти человека», немногословные авторские отступления... Сюжет продикто вала неразгадываемая заранее и всегда не предвиденная диалектика бытия: неожидан ные повороты в розыске, внезапный юмор положений, случайности, которые приводи ли к цели, и закономерности, ни о чем не говорящие. И эта безыскусная вязь дала высший результат, какой только может воз никнуть в произведении искусства: отра женная непридуманно и честно трудная кар тина жизни открывается перед нами — десятки, а может быть, сотни человеческих судеб, похожих глубиною своей боли, не повторимых ее единственностью. Кстати, мы наблюдаем это уже не впер вые за последние годы. Нельзя не отметить убедительности воздействия документа на умы и чувства людей во многих явлениях искусства. Об этом много и полемично го ворят критики. Здесь нет возможности при водить примеры из области театра и кино, в литературе яркий пример — «Найти чело века» А. Барто. Здесь документ трансфор мируется, приобретая характер обобщения и изменяя свою внутреннюю функцию: он выполняет теперь иную роль — конкретного и оттого еще более эмоционально сильного художественного (например, в книгах о войне), где все чаще неразрывно сплетены исторический факт и творческий вымысел, но и в вещах сугубо документальных он, документ, обретает как бы новое эстетиче ское качество. Все же и среди этих произведений книга' A. Барто особенна. И не только активной ролью писателя в развитии действия. На документальной основе она раскрывает в неожиданном и ярком преломлении старую, как мир, тему — «человек и война». Конеч но, сама идея розыска в связи с войной отнюдь не нова (вспомним хотя бы книги С. С. Смирнова), но Агния Барто ищет не героев, а простых людей, в самом деле ни чем не выдающихся, кроме того, что они — люди... Живут возле нас, запрятав далеко- свою боль. Рядом с книгой А. Барто можно в этом смысле поставить лишь другой интересный, потрясающий и трагический документ — произведение А. Адамовича, Я. Брыля, B. Колесника «Я из огненной деревни». Че тыре года три писателя ездили с магнито фоном по белорусским деревням, что были- во время войны сожжены гитлеровцами вместе с жителями. В книге «Я из огненной: деревни» дословно приводятся рассказы тех, кто чудом остался жить, кто букваль но восстал из пепла. И в той, и в другой книге проявилась: немаловажная черта времени, внимательно-, го к существованию одной, отдельной, лич ности, проявилась мудрая, полная истин-", ного гуманизма закономерность: всенарод ным горем была война — так же всенарод но должны разыскиваться сейчас ее жерт-i вы... И никто, поистине никто не должен быть забыт. Если говорить об А. Барто, то она привлекла к этой теме внимание обще ственности. Тревожные рубрики «Может быть, кто-нибудь что-нибудь знает...» поя вились в «Литературной России», во мно гих областных газетах. И еще одна особенность у этой прозаиче ской книги поэта. Простой и ясный язык делает суровую правду повести ближе чи тателю. Нет здесь восклицательных знаков и внешних эмоций, которых, кажется, «требует» сам материал. Нет здесь и сенти ментальности. Конечно же, нет: слишком уважает автор горе и скорбь людей, о кото рых пишет. Коротко, почти пунктирно, рас сказывает она о встречах нашедших друг друга родных, подробно — о самих розыс ках. Ведь и пафос повести А. Барто в вы соте ее дальних целей: во-первых, это продолжение поиска, потому что, прочитав книгу, многие включаются в него. И во-вто рых, это обычная задача писателя — про буждать в людях сочувствие к чужой беде и желание делать добро. ...О ней уже писали, об этой книге. Снова «взяться за перо» заставили небольшие по правки, появляющиеся от одного издания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2