Сибирские огни, 1976, №5
и оправданно им доверяющих коллективах. Совершенно по-иному складываются дела у метеоролога Дьякова («Ловец ураганов») и у врача-спортсмена Коновалова («Обвиняе мый — страх»). Анатолий Дьяков, десяти летиями пребывающий в добровольном от рыве от культурных центров на отдаленной метеостанции, разрабатывает собственный вариант синоптического предсказания. К уединению стремится и Евгений Коновалов, долгими часами плавающий в волнах Обско го моря, вплавь пробирающийся через бур ные пороги Енисея,— все для того, чтобы выяснить редкое, но бесконечно ценное свой ство человека — непотопляемость. В том и другом случае перед нами как будто бы от четливо выраженный и по всем статьям про писанный очеркистом тип ученого-одиночки... Заблуждение так думать. Речь просто идет об одном из методов — и абсолютно правомерном — научного поиска. Сущест вуют области познания, где только таким образом добиваются успеха. Обостренное чувство гуманизма — глав ная черта у всех без исключения, о ком рас сказывает Г. Падерин. Ученые и рабочие, литераторы и директора совхозов — ими движет удивительно тонкое понимание со причастности к любому доброму делу на Земле. Метеоролог Дьяков — борец по призва нию. Но столкновения с противниками его воззрений никогда не были самоцелью для «провидца» из Темир-Тау. Его прогнозы от нюдь не призваны тешить гипертрофирован ное самолюбие. Телеграммы из сибирской тайги уходят напрямую— в посольство Рес публики Куба, во Французское астрономи ческое общество: готовьтесь, друзья, вас ожидают бури и холода, не дайте застиг нуть себя врасплох, будьте внимательны. Та же забота о совершенно незнакомых, но все равно дорогих и близких людях движет и доктором Коноваловым: найденные им спо собы обучения правильному поведению в водной стихии помогут сохранить жизни сотням тысяч терпящих бедствие представи телей человеческого рода. И если уж гово рить о коллективном изучении проблемы, то разве Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, Ален Бомбар — и наш Коновалов т о ж е— не со ставляют сегодня единого и гармоничного содружества? Разумеется, великие озарения случаются не каждый день, и герои Г. Падерина — скорее рядовые труженики, чем отмеченные печатью избранности натуры. Но в чем не отказать любому из них, так это в способ ности в нужный момент оказываться там, где трудно, где ты можешь принести наи большую пользу. И если обстоятельства при зовут к риску — что же, пусть. Соображе ния личных удобств, карьеры, собственной безопасности безоговорочно отметаются. Отсюда понятно, почему из кабинетов и лабораторий очеркист выходит вдруг на до рожную магистраль, садится в служебный автомобиль к сотруднику ГАИ Виктору Го роху и следует за ним на страницах послед него своего очерка «На лезвии риска». Вос хищает умение этого отважного парня вы следить и обезвредить преступника, причем, Виктор не считается с тем, находится ли при исполнении служебных обязанностей или часы у него нерабочие. Надо — значит надо, милиция не знает выходных до тех пор, пока правонарушители угрожают спо койствию наших городов и сел. Но Г. Падерин изменил бы себе, если б ограничился только детективным сюжетом — нет, его занимают пути решения пробле мы преступности, в частности, методы устра нения нарушений правил дорожного движе ния. Об этом его вопросы к одному из ру ководителей службы автоинспекции. И, по толковав о принципах организации совре менного дорожного надзора, писатель спра шивает: какое качество более всего необхо димо рядовому, обыкновенному автоинспек тору? Ответ: «Способность к самопожертво ванию ради безопасности и жизни советских людей», Так снова по воле литератора мы оказы ваемся в облюбованной, им точке огляда. Научный подход к сложным задачам прак тической деятельности и обязательность вы соких нравственных качеств для тех, кто бе рется за решение этих задач,— таково со четание, ведущее к успеху. Б. ТУЧИН Агния Барто. Найти человека. М., «Совет ский писатель», 1975. Л ет шесть назад мы впервые познакоми лись с повестью Агнии Барто, которую пи сательница назвала очень точно — «Найти человека». Порой становилось страшно — короткие письма, напечатанные в начале по вести, казались эпитафиями по незнакомым, навсегда пропавшим в неизвестности лю дям: «Мою пятилетнюю дочку немцы уби ли на моих глазах... Сын Толя Ферапонтов был отправлен в детский приемник. Архивы не сохранились, следы сына исчезли»; «Во время эвакуации мой сын девяти лет Петр Хитреня отстал от поезда. На правой руке нет указательного пальца, оторван снаря дом»; «Одну мою дочь сожгли в печах Ос венцима... Двадцать лет ищу вторую дочь — Шуру Королеву. У нее на левой ручке, ниже локтя, выжжен Иомер 77325*. Но, оказывается, эпитафии иногда преж девременны — уже состоялась первая... со тая... четыреста двадцатая встреча родных, отыскавших друг друга с помощью радио передачи «Найти человека», которую орга низовала Агния Барто. Это часто походило на чудо: ведь поиск велся без «точных дан ных», по коротким обрывкам того, что со хранила зыбкая (часто детская, почти мла денческая) человеческая память. Это, наверное, простое" чувство справед ливости: в дни войны многим казался рас топтанным, повергнутым гуманизм, свойст во людей сострадать другому; и Агния Б ар то будто проверяет сердца — слушателей ли, читателей ли — на человечность. Домохозяйки и колхозники, военные и школьники просили, чтобы их включили в поиски; писали матери, которые знали, что- никогда не отыщут своих детей... Автор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2