Сибирские огни, 1976, №5
Геннадий Падерин. На лезвии риска. Но восибирск, Зап-Сиб. кн. изд., 1974. Ташта- гольекая история. М., «Сов. Россия», 1974. . Геннадий Падерин пишет о необыкновен ном. Парадокс, однако, в том, что одновре менно раскрываются напряженные будни интеллекта, неустанно и безостановочно производящего новые человеческие ценно сти. Потому-то журналистская, писатель ская судьба так часто приводит этого авто ра в кабинеты ученых. Творческой манере его противопоказано укрытие авторского «я» в отвлеченных и безликих описаниях. Штрихами набрасы вается технология создания произведения, очерк возникает как бы на глазах читающе го. Это неспроста, конечно: литератору, очень важно обосновать право на вторже ние в жизнь героев. За спиной Г. Падерина всегда угадывается нетерпеливый, жажду щий новостей с переднего края борьбы чи татель. Негоже' обманывать такие ожи дания! Читаем в «Таштагольской истории»: «Це лью визита была встреча с профессором Дубининым, который, как, мне стало изве стно, поднял «восстание» против открытого способа добычи полезных ископаемых. Ме ня интересовало, что послужило поводом для «восстания», каковы силы «восстав ших», насколько прочны их позиции. И по том: восстание — восстанием, а что взамен?» Встреча состоялась, но, как часто бывает, явилась лишь первоначальным толчком дальнейших открытий. «Стало ясно-понятно: мне предуготовано двинуться по этому сле ду, уходившему за дальние леса, за высо кие горы, не на юг, не на восток, а как раз посерединке между ними...». Бесспорно, писатель-документалист испы тывает неимоверное давление жизненного материала: жанр очерка в этом отношении уникален. Художественная правда здесь должна детально соответствовать конкрет ному образу наблюдаемой реальности, воль ное обращение с фактами равнозначно твор ческой ошибке, а требования к обрисовке характеров тем более высоки, что в распо ряжении автора, как правило, сравнительно небольшая, но чрезвычайно насыщенная площадь действия. От литератора, таким об разом, требуются концептуальная широта взгляда, значительность критериев при вы боре, предмета исследования. Краткая арьергардная заметка к сборни ку «На лезвии риска» озаглавлена «Когда не спрятаться за дубль». Верно—-очерк пи шется сразу и набело. Наивно предполагать возможность исправления или улучшении когда-нибудь через годы произведения, соз данного в разгар событий или по их горя чим следам. Документальная проза ценится ведь не только за то, что вбирает чьи-то дневники и письма, она и с ам а— документ эпохи, и читателем, современным и буду щим, воспринимается прежде всего как та ковой. Рассуждениям о закономерностях избран ного. жанра в значительной степени посвя щено и эссе о Савве Кожевникове «Собирая с фактов плоды». Г. Падерин приводит, в частности, следующее высказывание извест ного очеркиста: «Как и в романе и в рас сказе — в очерке должны быть художест венное обобщение, типизация. Очеркист при ходит к этой типизации по-своему. Рома нист изучает двадцать явлений, в которых лишь в небольшой мере выступают типиче ские, характерные свойства, и затем создает образ, в котором эти типические свойства выделены, усилены. Очеркист же должен в самой жизни найти такое явление, которое в той или иной мере само по себе было бы уже типичным и показать его во всей жиз ненной яркости. Романист «делает» мастера высоких урожаев из десяти мастеров, очер кист должен найти такого, который типи чен для десяти...» Кстати говоря, именно в повествовании о Савве Елизаровиче Кожевникове очер кист дает этой точной формулировке до стойное художественное развитие. Масштаб ность героя не вызывает сомнений. Вместе с тем, читая о нем у Г. Падерина, мы воо чию убеждаемся— то был подлинный пред ставитель блистательной когорты советских литераторов первых послереволюционных десятилетий. Разнопланово и многомерно ведется рассказ — на считанных страницах находится место и литературоведческим изысканиям, с включением характеристик, данных покойному писателю собратьями по литературному цеху, и собственным воспо минаниям о встречах с С. Е. Кожевнико вым. размышлениям о нем, и вставным био графическим новеллам. Поскольку вешь на писана от первого лица, а компоновка фраг ментов проведена умело и со вкусом, рабо та воспринимается как единое целое. Совершенству формы Г. Падерин уделяет большое внимание. Поэтому тщательность стилистической отделки у него не переходит в нарочитость. Некоторые издержки терпит писатель, по собственному его признанию, добиваясь занимательности звучания своих произведений. К счастью, такие огрехи бук вально единичны. Герой Г. Падерина — широко, крупно ра ботающий деятель. Личность — в глубоком и полном значении этого слова. Очерки, по сути,, представляют собой развернутые ли тературные портреты людей, привлекших общественный интерес с какой-то новой, не ожиданной стороны. Но ключ к характерам подбирается единый: «Прояснить для това рища смысл его деяний, согреть озябшую душу — какими качествами необходимо об ладать для этого? Наверное, большой жиз ненной мудростью. И большим сердцем. Второе, пожалуй, важнее». Стало быть, жить для людей, находиться всегда в самой гуще забот сограждан, чув ствовать неразрывные связи с окружающи ми. Но тогда — не противоречит ли себе Г. Падерин? Ну, хорошо, Савва Кожевни ков — «человек удивительной, железной на пористости в отстаивании общественных ин тересов», таковы же профессор-го-рняк Н. Г. Дубинин из «Таштагольской истории» и ученый-биолог Д . К. Беляев (очерк «Коор динаты тайны»). Им всем по роду деятель ности приходится так или иначе руководить другими, проявлять свои таланты в больших
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2