Сибирские огни, 1976, №5
последним продает свой дом. Не стало Ма- ло-К азан ки— люди разъехались кто куда, но боль-то в душе сохранилась. И надолго. Что же выгоднее — экономические приобре тения или нравственные потери? Есть над чем поразмыслить и писателю, и читателю. Какой же видится современная деревня в произведениях Ивана Токарева? Это сибирская деревня шестидесятых го дов. В эти годы было уделено особое вни мание, и очень серьезное, развитию сель ского хозяйства, механизации трудоемких процессов, повышению материального бла госостояния тружеников села. Для нынеш ней сибирской деревни характерны насы щенность машинами и механизмами, креп кий Материальный достаток. На этой основе происходят социальные, бытовые и нрав ственные сдвиги. Вошли в обиход, стали привычными в деревне стиральные маши ны, телевизоры, мотоциклы... Кстати, про даж а мотоциклов и автомашин вне очере ди до последнего времени определяется как поощрение тружеников села за отличную работу. Все эти признаки современной де ревни отражены в произведениях Ивана То карева. Автомашины, комбайны, тракторы присутствуют в них и как деталь, создаю щая обстановку, и как символ сегодняшне го села. Ну, а как живут люди в токаревской де ревне, нет ли здесь противоречий с дейст вительностью? Карп Борисыч из рассказа «Филька в прокате», поставив новый дом и отпраздно вав новоселье, вскорости «свадьбу закатил громкую — дочку замуж выдавал, и не за кого-нибудь, а за инженера в большой го род. Гостей насобиралось пропасть, почи тай, с сотню». Сам Филька Брагин, плот- „ ник-золотые руки, живет тоже в новом про сторном доме, имеет кое-какие сбережения на книжке, телевизор приобрел. Достаток чувствуется во всем. Кстати, толчком для события в этом рассказе послужил телеви- зор, выманивший Фильку из деревни на ве-, ликие стройки, где он находит более пол ное применение своим способностям и по лучает большее моральное удовлетворение от работы. Противоречий нет. Более того, разитель ные перемены, так сказать, внешнего поряд ка. Сейчас нас всех интересует, каким обра зом сказывается на сознании сельских жи телей, во-первых, изменение условий труда, вызванное технической революцией, и, во- вторых, изменение условий жизни, созда ваемое материальным достатком. Вот в этом плане Иван Токарев и показывает нам деревню, раокрывает характеры людей... К большому сожалению и вопреки наше му желанию, изменения в сознании людей объективно происходят гораздо медленнее, чем изменения в условиях жизни и труда: очень уж живучри эти самые пережитки прошлого. И тем ценнее находки Ивана То карева, когда он исследует истоки высокого самосознания и крепкой нравственности на шего современника. Таким исследованием мне представляется повесть «За лесом — люди...», давшая название книге. Поводом для исследования послужил поступок мо лодого инженера Сергея Курилова. В будничной обстановке, на работе, слу чается авария, в которой мог погибнуть то варищ Сергея рабочий Федор. Сергей за метил опасность на миг раньше, оттолкнул Федора от поврежденного насоса — спас ему жизнь, но сам получил смертельные ожоги, попав под струю кислоты. Ситуация в таком пересказе, признаться, довольно привычная и хорошо разработанная в ли тературе. Оглядываясь на литературные еб- разцы, ждешь от автора подробного рас сказа о Сергее Курилове, по привычке счи тая его главным героем повести. Но повест вование ведется о Лизавете, матери Сергея, о его отце Степане, о дяде Михаиле, а все, что происходит с Сергеем, происходит за рамками действия — в воспоминаниях а рассказах других людей. Писатель созна тельно выбрал такую форму повести, где нет главного героя. Эта форма определена содержанием, а содержание подсказано действительностью. Повесть начинается не с поступка Сер гея, а с телеграммы о несчастье, пришед шей в деревню. И мы с первых страниц знакомимся с Лизаветой, Михаилом, Степа ном. Постепенно раскрываются их характе ры. Доброе сердце и душевная крепость Лизаветы, которая даже в самые тяжкие минуты горя находит силы поддержать Сте пана,— сама-то выдержит! Трудолюбие от ца, колхозного комбайнера. Мужество и смелость Михаила, инвалида Отечествен ной войны. К Лизавете, Степану, Михаилу ведут нас истоки поступка Сергея. Эти люди привили ему любовь к природе, научили радости труда и внимательности к людям. Об этом повесть: об истоках подвига, который ста новится нормой поведения нашего совре менника. А у истоков — рядовые колхозни ки, самые обыкновенные люди. Их много в современной деревне. И в том, что это не случайный порыв возвышенной души, а ти пичное явление в нашей жизни, в утверж дении этого оптимизма я вижу ценность повести. Я особо выделяю для себя эту способ ность повести и многих рассказов Ивана Токарева: их трудный оптимизм — не де кларативный, не бодряческий, не реклам ный, а по-настоящему жизненный, глубин ный, естественный оптимизм. Вот ведь по гиб Сергей — нам жаль хорошего и способ ного парня, у матери с отцом горе — мы глубоко сочувствуем им, нас до слез трога ет судьба Михаила, молодым потерявшего на фронте ноги. Но повесть не оставляет тягостного впечатления, не оставляет в ду ше чувства безысходности. С героями То карева хочется быть рядом, общение с ни ми придает нам душевные силы. И все это хорошо показано в повести, когда в. дерев ню приезжает Федор, спасенный Сергеем. Он, конечно, не заменит родителям сына, но все-таки приносит утешение потому, что живет теми же нравственными принципами, которыми жил Сергей... Ивану Токареву близки были и дороги эти люди, он тоже жил их высокими нрав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2