Сибирские огни, 1976, №5

последним продает свой дом. Не стало Ма- ло-К азан ки— люди разъехались кто куда, но боль-то в душе сохранилась. И надолго. Что же выгоднее — экономические приобре­ тения или нравственные потери? Есть над чем поразмыслить и писателю, и читателю. Какой же видится современная деревня в произведениях Ивана Токарева? Это сибирская деревня шестидесятых го­ дов. В эти годы было уделено особое вни­ мание, и очень серьезное, развитию сель­ ского хозяйства, механизации трудоемких процессов, повышению материального бла­ госостояния тружеников села. Для нынеш­ ней сибирской деревни характерны насы­ щенность машинами и механизмами, креп­ кий Материальный достаток. На этой основе происходят социальные, бытовые и нрав­ ственные сдвиги. Вошли в обиход, стали привычными в деревне стиральные маши­ ны, телевизоры, мотоциклы... Кстати, про­ даж а мотоциклов и автомашин вне очере­ ди до последнего времени определяется как поощрение тружеников села за отличную работу. Все эти признаки современной де­ ревни отражены в произведениях Ивана То­ карева. Автомашины, комбайны, тракторы присутствуют в них и как деталь, создаю­ щая обстановку, и как символ сегодняшне­ го села. Ну, а как живут люди в токаревской де­ ревне, нет ли здесь противоречий с дейст­ вительностью? Карп Борисыч из рассказа «Филька в прокате», поставив новый дом и отпраздно­ вав новоселье, вскорости «свадьбу закатил громкую — дочку замуж выдавал, и не за кого-нибудь, а за инженера в большой го­ род. Гостей насобиралось пропасть, почи­ тай, с сотню». Сам Филька Брагин, плот- „ ник-золотые руки, живет тоже в новом про­ сторном доме, имеет кое-какие сбережения на книжке, телевизор приобрел. Достаток чувствуется во всем. Кстати, толчком для события в этом рассказе послужил телеви- зор, выманивший Фильку из деревни на ве-, ликие стройки, где он находит более пол­ ное применение своим способностям и по­ лучает большее моральное удовлетворение от работы. Противоречий нет. Более того, разитель­ ные перемены, так сказать, внешнего поряд­ ка. Сейчас нас всех интересует, каким обра­ зом сказывается на сознании сельских жи­ телей, во-первых, изменение условий труда, вызванное технической революцией, и, во- вторых, изменение условий жизни, созда­ ваемое материальным достатком. Вот в этом плане Иван Токарев и показывает нам деревню, раокрывает характеры людей... К большому сожалению и вопреки наше­ му желанию, изменения в сознании людей объективно происходят гораздо медленнее, чем изменения в условиях жизни и труда: очень уж живучри эти самые пережитки прошлого. И тем ценнее находки Ивана То­ карева, когда он исследует истоки высокого самосознания и крепкой нравственности на­ шего современника. Таким исследованием мне представляется повесть «За лесом — люди...», давшая название книге. Поводом для исследования послужил поступок мо­ лодого инженера Сергея Курилова. В будничной обстановке, на работе, слу­ чается авария, в которой мог погибнуть то­ варищ Сергея рабочий Федор. Сергей за ­ метил опасность на миг раньше, оттолкнул Федора от поврежденного насоса — спас ему жизнь, но сам получил смертельные ожоги, попав под струю кислоты. Ситуация в таком пересказе, признаться, довольно привычная и хорошо разработанная в ли­ тературе. Оглядываясь на литературные еб- разцы, ждешь от автора подробного рас­ сказа о Сергее Курилове, по привычке счи­ тая его главным героем повести. Но повест­ вование ведется о Лизавете, матери Сергея, о его отце Степане, о дяде Михаиле, а все, что происходит с Сергеем, происходит за рамками действия — в воспоминаниях а рассказах других людей. Писатель созна­ тельно выбрал такую форму повести, где нет главного героя. Эта форма определена содержанием, а содержание подсказано действительностью. Повесть начинается не с поступка Сер­ гея, а с телеграммы о несчастье, пришед­ шей в деревню. И мы с первых страниц знакомимся с Лизаветой, Михаилом, Степа­ ном. Постепенно раскрываются их характе­ ры. Доброе сердце и душевная крепость Лизаветы, которая даже в самые тяжкие минуты горя находит силы поддержать Сте­ пана,— сама-то выдержит! Трудолюбие от­ ца, колхозного комбайнера. Мужество и смелость Михаила, инвалида Отечествен­ ной войны. К Лизавете, Степану, Михаилу ведут нас истоки поступка Сергея. Эти люди привили ему любовь к природе, научили радости труда и внимательности к людям. Об этом повесть: об истоках подвига, который ста­ новится нормой поведения нашего совре­ менника. А у истоков — рядовые колхозни­ ки, самые обыкновенные люди. Их много в современной деревне. И в том, что это не случайный порыв возвышенной души, а ти­ пичное явление в нашей жизни, в утверж­ дении этого оптимизма я вижу ценность повести. Я особо выделяю для себя эту способ­ ность повести и многих рассказов Ивана Токарева: их трудный оптимизм — не де­ кларативный, не бодряческий, не реклам­ ный, а по-настоящему жизненный, глубин­ ный, естественный оптимизм. Вот ведь по­ гиб Сергей — нам жаль хорошего и способ­ ного парня, у матери с отцом горе — мы глубоко сочувствуем им, нас до слез трога­ ет судьба Михаила, молодым потерявшего на фронте ноги. Но повесть не оставляет тягостного впечатления, не оставляет в ду­ ше чувства безысходности. С героями То­ карева хочется быть рядом, общение с ни­ ми придает нам душевные силы. И все это хорошо показано в повести, когда в. дерев­ ню приезжает Федор, спасенный Сергеем. Он, конечно, не заменит родителям сына, но все-таки приносит утешение потому, что живет теми же нравственными принципами, которыми жил Сергей... Ивану Токареву близки были и дороги эти люди, он тоже жил их высокими нрав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2