Сибирские огни, 1976, №5
услыш ав, что Столетов любил Людмилу с шестого класса, капитан милиции Прохоров одновременно слышит и другое: «Женька говорил, что Лю дмила всегда пасется». Значит, красота Людмилы не помешала юноше разглядеть ее нравственную ущерб ность, ее равнодушие и потребительское отношение к жизни. Но, с другой стороны, и осознание этой ущербности не помогло ему избавиться от гипноза влюбленности. В этой непоследовательности, в этом реаль ном противоречии характера и обнаружит ся впоследствии важнейш ая причина гибе ли Евгения. Ж ить, как «молодая корова», пастись, приходить на готовое и спокойно пользо ваться чужим,— такую жизненную програм му Ж енька и его друзья яростно ненавидят. Столетов сказал однажды : «Работать пло хо я не умею». Комсомольскому собранию он предложил обсудить вопрос: «Почему мы работаем недостаточно хорошо, когда можно работать достаточно самоотвержен но». И в этом — кредо Столетова, которое, естественно, привело его к столкновению с мастером Гасиловым, отцом Людмилы. В романе то и дело мелькает слово «гаси- i ловщина». Так откровенно и, возможно, д а ж е назойливо В. Л ипатов дает знать, что характер и поведение Гасилова, вызвавшие острую ненависть сосновских комсомольцев, он рассматривает как явление социальное. Гасиловщина — это мещанская агрессия, потребительство, эгоистическая бесчувствен ность. Термином Л ипатова можно, п ож а луй, обозначить и все чуждые нашему об ществу явления, о которых говорилось вы ше. Гасиловщина, как убедительно показа но в романе,— понятие достаточно емкое. К самому мастеру Петру Петровичу Га- силову и относится, в первую очередь, крас норечивое словцо — «пасется». Он живет с размахом, «в огромном доме с просторным мезонином», вокруг которого расположи лись и каменный гараж , и парники, покры т ы е полиэтиленовой пленкой, и фруктовые /деревья; и грядки со всякой всячиной. А в самом доме ковры, паркет, бра и эстамп с лошадьми, потому что Гасилов любит ло шадей и охотно, подолгу раскатывает на жеребце Р агдае. И все это чуть ли не ска зочное благополучие, всю эту роскошную жизнь Гасилов обеспечил себе, хотя, по по мнению Столетова, не только сам' ничего не делает, но и мешает работать другим. Столетов так и говорит своему непосредст венному руководителю: «Вы в течение шестнадцати часов в сутки ничего не де лаете. Восемь часов я отвел на сон». Но как при этом Гасилов умудряется создавать се бе высокие заработки да еще ходить в пе редовиках производства,— Столетов сразу разгадать не в силах. Ему, вчерашнему школьнику, мешает незнание экономики и технологии. Известно, что ясное понимание своих не достатков и стремление преодолеть их всег да отличали человека интеллигентного и нравственного. История Ж енькн Столетова лишний раз подтверждает эту истину. Энергично осваивая лесное дело, он неот вратимо приближает разоблачение нехит рых секретов Г аси л о в а— занижения норм, очковтирательства, жульнического присвое ния премий. И тогда Гасилов наносит упреждающий удар. Он отнимает у Столетова располо жение своей дочери, подыскивая ей друго го, гораздо более выгодного и авантажного жениха, главного инженера Петухова. Н адо сказать, что «молодая корова» Лю дмила, ж аж дущ ая спокойно пастись на житейском лугу, и сама не очень-то верила в Столето ва: «Я не знаю, любила ли Женю вообще... Только я всегда чувствовала, что яе выйду за него замуж». Евгений Столетов никаких кривых линий и литрых расчетов не признавал — ни на работе, ни в любви. Стоило ему узнать, что его возлюбленная Людмила разгуливает по лесу с. Петуховым, как он потерял контроль над собой, забыл о скорости поезда, о скользких резиновых сапогах и «шагнул в духовитую темень». После долгого и тщ а тельного расследования Прохоров выясня ет, что никто не толкал Столетова с ва гонной подножки. Нет убийцы, которого можно арестовать. Хотя смерть Столетова, потрясенного изменой своей возлюбленной, все-таки не несчастный случай. Столетов погиб в поединке с Гасиловым и смертью своей завершил то, что не успел сделать при жизни. В Евгении Столетове слиты гражданская активность и эмоциональная возбудимость, ж ажда знаний и понимание их жизненной необходимости, отвращение к паразитарно му существованию и юношеская влюблен ность в люден. В этом трактористе рож да ется советский интеллигент, и роман В. Л и патова, хотя и не лишенный недостатков, этот процесс в определенной мере раскры вает, несмотря на некоторую романтизиро- ванность образа Евгения Столетова. Рост интеллигентности как сочетания об разованности и высоких нравственно-пси хологических качеств — неодолимая тенден ция нашего общественного движения, и пи сательское слово было н есть непременный н могучий ускоритель этого процесса. Тем печальнее, что до сих пор еще под час появляются книги, подобные повести «Их дерево» А. Проханова, объективно ме шающие возрастанию нравственной чистоты и эмоционального богатства людей. О сквер ных сочинениях когда-то говорили: «Это хуже, чем плохая книга, это плохой посту пок». Было бы отлично, если б это изрече ние вспоминали только историки лите ратуры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2