Сибирские огни, 1976, №5
I ной литературой, в которой, как хорошо известно, вырастает значение нравственных аспектов изучения и оценки действитель ности! Вот уже много лет проблема соотноше ния интеллигентности и нравственности ста ла чуть ли не центральной в творчестве Д а ниила Гранина. Писатель обратился к ж из ни ученых, которых, казалось бы, следует автоматически относить к интеллигенции. Однако, когда в романе «Иду на грозу» он познакомил нас с Олегом Тулиным, впервые так остро было сказано, чго ни талантли вость, ни образованность, ни должность еще не определяют уровня интеллигентности. А чуть более года назад опубликованная повесть «Однофамилец» («Звезда», 1975, № 3) воспринимается как своеобразный диспут на эту тему, диспут, которому под чинена откровенно экспериментальная сю жетная ситуация. Инженер Кузьмин, в юности написавший математическую работу, через двадцать лет узнает, что его идеи легли в основу нового научного направления. Но все эти долгие годы он не занимался математикой, ибо студент, жестоко осмеянный маститым про фессором Лаптевым, отказался от всякой теоретической деятельности. И вот они встречаются вновь — когда-то поверженный Кузьмин и когда-то без вся кого труда восторжествовавший Лаптев. «Не тому, оказывается, богу поклонял ся»,— в порыве саморазоблачения говорит Лаптев. «Я людей не замечал». И он пыта ется «списать» свои грехи ссылкой на об щие свойства науки, которая якобы «нрав ственности ни на грош не прибавляет». Внутреннее крушение Лаптева, его разо чарование и в себе и в науке — прямой ре зультат того, что профессор лишил свою деятельность гуманистического, нравствен ного содержания, обокрал свою собствен ную человеческую сущность. Всем пафосом своих последних книг Д. Гранин решительно выступает против все еще бытующего взгляда, что наука и нравственность лишены органической связи. «Человеческие качества ученого,— писал он в «Саде камней»,— пожалуй, не менее важны, чем его • достижения, моральный облик великих ученых имеет большее зна чение для поколений, чем чисто интеллекту альные достижения». Герой документальной повести «Эта странная жизнь» профессор А. Любищев привлек писателя тем, что «нравственные # проблемы представлялись ему иногда важнее научных». Именно в этом он выступал как надежный продолжа тель традиций русской интеллигенции, ибо Вернадский и Лев Толстой, Короленко и Тимирязев всей своей жизнью утверждали самую высокую моральную требова тельность. Ученость, талантливость, образованность становятся истинными ценностями только в том случае, если вдохновлены гуманистиче скими целями, если они сочетаются с верой в нравственные идеалы. «Подлость мешает человеку быть ученым»,— горько говорит все тот же Лаптев, который поднялся до осознания своих ошибок. В контексте всей повести это положение читается шире: под лость, потеря нравственных качеств мешает человеку быть человеком, а уж тем более интеллигентом. Д . Гранин повестью «Одно фамилец» убеждает, что эта опасность, к сожалению, пока достаточно распро странена. Вот молодой математик, нарочито назван ный Зубаткнным, уверяет Кузьмина: «Все хотят быть талантливыми. Но... не у всех получается. Тогда начинают говорить о нравственности н тому подобной фигне». Зубаткин уверен, что он обладает немалы ми математическими способностями и ради их реализации имеет право «не стесняться в средствах». Преуспевающим дельцам от науки, склон ным оплатить свои успехи отказом от ^мо рали, Гранин и противопоставляет образ «неудачника» Кузьмина, который сумел «сделать себя», несмотря на катастрофу в юности. Теперь, опираясь на свой жизнен ный опыт, Кузьмин как бы подводит итоги диспута. Он утверждает, что «интеллиген том нельзя... родиться... Интеллигент — э т о . не происхождение и не положение, это стремление. Свойственное не только науч ным работникам». Рассказывая о своих монтажниках, которые исправляют чужие ошибки, хотя «теряют в заработке» и «пре красно знают, что они не обязаны» это де лать, Кузьмин конкретизирует, о каком стремлении идет речь. «Они, не сделают — все остановится, все сроки, планы полетят». И прораб вспоминает, как его «ребята» «вкалывали» «без роздыха, без жилья, в мороз, на голых сопках», ликвидируя не по их вине происшедшую аварию. А «когда аврал кончился, выяснилось, что некому оплачивать им за эти авральные дни, за эту неслыханную работу». Так разве не с чувства ответственности перед людьми начинается подлинная интеллигентность? Эту истину иногда легче понять умом, чем воспринять сердцем. Поэтому так остро необходимо писательское слово, которое проникает в глубь жизни и неустанно обна руживает, как в повседневной горячке ра бочих буден побеждают принципы новой морали. В этом свете мне представляется интересным роман В. Липатова «И это все о нем», в котором конфликт мещанства с интеллигентностью нашел драматическое выражение. Роман Липатова — произведение обшир ное и многопроблемное, к тому же не сво бодное от ряда художественных просчетов, о чем уже говорила критика, не раз уже обращаясь к нему, и, видимо, будет обра щаться многократно и по разным пово дам. Сегодня же мне хочется. найти в нем ответ на вопрос актуальный и важный — каков нравственный облик самого юного поколения работающей молодежи, вчераш них школьников, завтрашних интелли гентов? Среди сверстников главного героя романа Евгения Столетова есть люди эгоцентриче ские, нравственно и социально ипертные. Именно такой вырастает красавица Людми ла Гасилова, в которую, к великой его бе де, суждено было Евгению влюбиться. На
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2