Сибирские огни, 1976, №5

К РИ ТИ К А Л И Т Е РА ТУ РО В ЕД ЕН И Е Л. Финк ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ ПРОТИВ МЕЩАНСТВА В конце 1974 года Вера Ткаченко рас­ сказала в «Правде» об эпизоде, взволновав­ шем и возмутившем многих моих земляков- куйбышевцев (и, конечно,— не только их). Главный врач одной из районных боль­ ниц нашей области Клавдия Яковлевна Си- воконь проехала в машине с красным кре­ стом мимо места автомобильной аварии. Именно так — проехала. Когда машину все-таки остановили, она отказалась помочь пострадавшим. А впос­ ледствии решительно не признавала, что нарушила нормы и профессиональной, и об­ щечеловеческой морали. «Я везла стекло, я спешила...» — так объясняла она свой по­ ступок. И даж е — «совесть моя чиста». К. Я- Сивоконь лет десять тому назад окончила Куйбышевский медицинский ин­ ститут и, наверное, убеждена, что она — дипломированный специалист и, следова­ тельно, интеллигент. Поэтому, читая статью В. Ткаченко, я вспомнил другое публици­ стическое выступление «Правды». А. Нуй- кин писал несколько лет назад: «Сейчас диплом об окончании вуза гарантирует оп­ ределенный минимум профессиональных знаний его владельца. Но он никаких га­ рантий не дает ни насчет нравственных ка­ честв выпускника, ни насчет его культурно­ го уровня». И весь пафос статьи заключа­ ется в том, что такие широкие гарантии необходимы, ибо наше общество требует от людей с высшим образованием интелли­ гентности. В этом одно из проявлений но­ ваторского характера развитого социали­ стического общества. В самом деле, когда сто с лишним лет тому назад П. Боборыкин предложил слово «интеллигенция», то смысл его сводился к обозначению людей образованных, людей умственного труда. Границы понятия были достаточно узки, и само возникновение про­ блемы интеллигентности интеллигента сви­ детельствует о серьезных социальных сдви­ гах, о расширении общественных требова­ ний к людям, которые претендуют на обра­ зованность и культурность. Видимо, вовсе не случайно на страницах «Литературной газеты» возникла дискус­ сия, начатая статьей Н. Подзоровой «Ин­ теллигентен ли интеллигент?» (1974, № 46). Правда, критик в своей статье преимуще­ ственно оценивает литературных героев, до­ казывая их несоответствие критериям ин­ теллигентности, а можно и нужно расши­ рить разговор, повести его в реальном жиз­ ненном аспекте, в котором уже начали его публицисты. Впрочем, и писатели не могли не заметить новую социальную проблему, и уже появилось немало произведений, в которых ее художественное решение прони­ зано и страстностью, и гиперболизмом, не­ обходимыми спутниками искусства. У Виктора Розова в пьесе «Четыре кап­ ли» («Театр», 1974, № 7) фигурирует ново­ испеченный кандидат наук, специалист по гуманизму Муза Андреевна Засимова, ко­ торая не замечает, как своим тупым равно­ душием и холодной бесцеремонностью умерщвляет больное сердце отца. У Н а­ тальи Баранской («Сибирь», 1974, № 3) в рассказе «Край света» сходная ситуация. Живет на свете хорошая старая женщина Елизавета Николаевна. Ее дочь увлекается музыкой, один сын — радиотехник, другой — художник. Все трое претендуют на ин­ теллигентность, на образованность. Но в отношениях к матери им всегда не хватает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2