Сибирские огни, 1976, №5
К РИ ТИ К А Л И Т Е РА ТУ РО В ЕД ЕН И Е Л. Финк ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ ПРОТИВ МЕЩАНСТВА В конце 1974 года Вера Ткаченко рас сказала в «Правде» об эпизоде, взволновав шем и возмутившем многих моих земляков- куйбышевцев (и, конечно,— не только их). Главный врач одной из районных боль ниц нашей области Клавдия Яковлевна Си- воконь проехала в машине с красным кре стом мимо места автомобильной аварии. Именно так — проехала. Когда машину все-таки остановили, она отказалась помочь пострадавшим. А впос ледствии решительно не признавала, что нарушила нормы и профессиональной, и об щечеловеческой морали. «Я везла стекло, я спешила...» — так объясняла она свой по ступок. И даж е — «совесть моя чиста». К. Я- Сивоконь лет десять тому назад окончила Куйбышевский медицинский ин ститут и, наверное, убеждена, что она — дипломированный специалист и, следова тельно, интеллигент. Поэтому, читая статью В. Ткаченко, я вспомнил другое публици стическое выступление «Правды». А. Нуй- кин писал несколько лет назад: «Сейчас диплом об окончании вуза гарантирует оп ределенный минимум профессиональных знаний его владельца. Но он никаких га рантий не дает ни насчет нравственных ка честв выпускника, ни насчет его культурно го уровня». И весь пафос статьи заключа ется в том, что такие широкие гарантии необходимы, ибо наше общество требует от людей с высшим образованием интелли гентности. В этом одно из проявлений но ваторского характера развитого социали стического общества. В самом деле, когда сто с лишним лет тому назад П. Боборыкин предложил слово «интеллигенция», то смысл его сводился к обозначению людей образованных, людей умственного труда. Границы понятия были достаточно узки, и само возникновение про блемы интеллигентности интеллигента сви детельствует о серьезных социальных сдви гах, о расширении общественных требова ний к людям, которые претендуют на обра зованность и культурность. Видимо, вовсе не случайно на страницах «Литературной газеты» возникла дискус сия, начатая статьей Н. Подзоровой «Ин теллигентен ли интеллигент?» (1974, № 46). Правда, критик в своей статье преимуще ственно оценивает литературных героев, до казывая их несоответствие критериям ин теллигентности, а можно и нужно расши рить разговор, повести его в реальном жиз ненном аспекте, в котором уже начали его публицисты. Впрочем, и писатели не могли не заметить новую социальную проблему, и уже появилось немало произведений, в которых ее художественное решение прони зано и страстностью, и гиперболизмом, не обходимыми спутниками искусства. У Виктора Розова в пьесе «Четыре кап ли» («Театр», 1974, № 7) фигурирует ново испеченный кандидат наук, специалист по гуманизму Муза Андреевна Засимова, ко торая не замечает, как своим тупым равно душием и холодной бесцеремонностью умерщвляет больное сердце отца. У Н а тальи Баранской («Сибирь», 1974, № 3) в рассказе «Край света» сходная ситуация. Живет на свете хорошая старая женщина Елизавета Николаевна. Ее дочь увлекается музыкой, один сын — радиотехник, другой — художник. Все трое претендуют на ин теллигентность, на образованность. Но в отношениях к матери им всегда не хватает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2