Сибирские огни, 1976, №5
Аня Павлова — теперь уже Анна Нико лаевна Мыреева — кандидат наук, сотруд ник Якутского филиала Академии. Ее науч ные труды получили высокую оценку у тун- гусоведов. Что узнал Пьер Гамарра от аспиранток Пройдут десятилетия, сквозь тайгу и тун дру, вслед за БАМом проложат новые сталь ные магистрали, но по-прежнему будет за вывать пурга, а в морозном небе, не пере ставая удивлять людей, будет полыхать се верное сияние. И каждый приехавший из центральных районов страны на Север не пременно захочет узнать о чукчах и коря ках, эвенках и долганах, ханты, манси и кетах. Кто они, аборигены Сибири и Крайне го Севера? Какова их культура в прошлом? Кем они были в первые годы Советской власти? Об этом и теперь расспрашивают дети новоселов своих учителей. Куда больше вопросов задают приезжие из-за границы. Канадские журналисты атаковали сту дентку Люду Айнану, приехавшую в Л е нинград из Провидения. Корреспонденты ведущих газет Монреаля хотели услышать от Айнаны, как эскимосы на Чукотке едят сырое мясо, а студентка старалась предста вить гостям своих сородичей в совершенно другом плане. Им хотелось услышать, что эскимосы не знают вилок, а Люда толкова ла о всеобщем обязательном обучении, об эскимосском поэте Анко. Журналисты допы тывались, уходят ли добровольно из жизни старики-эскимосы, а студентка вела речь о детских яслях, школах-интернатах, народных умельцах-косторезах из Уэлена. К сожалению, в капиталистические стра ны все еще проникает мало правды о новой жизни, новом быте народностей советского Крайнего Севера. И каждая встреча студен- тов-северян с журналистами и учеными из Америки и Данци, Японии, Швеции, Норве гии ломает эти искаженные представления, вызывает огромный интерес у гостей нашей страны. Канадские журналисты запомнили Айна ну и ее ответы. Не так давно в Квебек, где живут канадские эскимосы и индейцы, был отправлен из Ленинграда «Эскимосский букварь», автор которого — Люда Айнана, учительница эскимосской школы на Чукот ке. Чудесный букварь! Писатель-коммунист Пьер Гамарра и его французские коллеги задумали издать аль манах, посвященный современной жизни малых народов советского Крайнего Севе ра. Во Франции знают произведения Юрия Рытхэу, читали в переводе Эльзы Триоле повесть удэгейца Джанси Кимонко «Там, где бежит Сукпай». В прогрессивных биб лиотеках имеются стихи манси Ювана Шес- талова, роман нивха Владимира Санги «Ложный гон»... В Герценовском институте Гамарра бе седовал с тремя аспирантками-северянками. — Я тунгуска,— рассказывала ему Юлия Дмитриевна Сверчкова.— Родилась на севе ре Иркутской области. В нашем языке три наречия и тридцать пять говоров. Кто мои учителя? Их много. В Игаркском педагоги ческом училище, например, русскому языку меня учила теперешний декан нашего отде ления, ненка по национальности. Своими учителями я считаю североведов Василевич, Цинциус, Лебедеву, Колесникову — всех не перечислишь! Одну за другой показывала французско му гостю аспирантка монографии — «Эски мосский язык», «Нанайский язык», «Глагол кетского языка», «Нивхский язык», «Юка гирский язык», «Саамский язык»... — Я окончательно убедился, как мало мы еще знаем о плодах национальной поли тики Советской власти на Севере! — воск ликнул Гамарра. А беседа продолжалась. Дина Герасимова, тоже аспирантка, ро дом — манси, комментировала поэму Юва на Шесталова «Медвежий праздник». — Вы даже не представляете, насколько интересны будут французским читателям произведения литераторов Севера,— сказал Гамарра.— А сам я, услышав ваши расска зы о Сосьве, о Конде, о Ханты-Мансийске, окончательно покорен Обским краем. — Жизнь Юлии и Дины во многом похо жа на нашу,— вступила в разговор чукчан ка Идея Куликова.— Есть, однако, и кое- какая разница. У них тайга — у нас тундра. У них бурные реки — у нас студеные моря. У них занимаются больше охо той на соболей и рыболовством, а у нас оленеводство и зверобойный промысел. Тю леней, лахтаков, китов бьем... Гамарра поинтересовался темой научной работы Куликовой. — Моя диссертация— «Оленеводческая терминология в чукотском языке». Эта об ласть лексики еще не исследована. — Есть еще ученые у чукчей? — Конечно. Здесь, в Ленинграде, вы мо жете повстречать Петра Инейликея. Он кан дидат наук, сотрудник Академии наук СССР. У манси около десяти кандидатов наук. Эвенк Василий Николаевич Увачан — доктор исторических наук... Французскому гостю подарили много су вениров. Были среди них фотографии чукот ской яранги, эвенкийского чума. Больше всего понравился Пьеру Гамарра альбом репродукций картин ненецкого художника Константина Панкова. От Комарово до ЦДЛ Как жаль, что нельзя продлить челове ческую жизнь! Как жаль, что нет в живых Алексея Максимовича Горького, первых ученых-североведов Богораза-Тана и Штернберга! Осенью 1925 года первые девятнадцать северян собрались в Ленинграде на рабфа ке северных народностей, и эта дата с пол ным основанием может считаться днем рож дения Института народов Севера — первого в мире учебного заведения такого рода, хо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2