Сибирские огни, 1976, №5
медпункт, физкультурный зал, уникальная библиотека, свое издательство... Сами северяне молчали, хотя им было трудно. Баталии происходили между рус скими учеными-североведами. Одни настаи вали на возрождении ИНСа, другие твердо стояли за университет. Те и другие приво дили обстоятельные, убедительные доводы. Вера Ивановна Цинциус, ратовавшая за подготовку северян при университете, ста ла лидером ученых-североведов, стягивала к себе научные кадры. Сторонники ИНСа чувствовали себя ущемленными. Это не ме шало им решать многие проблемы совмест но. Невзирая на противоположность пози ций, Цинциус и Суслов вместе готовили первую послевоенную научную конференцию по североведению, вместе ее проводили. Между тем студенты начали понимать преимущества университетской подготовки. Среди студентов ЛГУ верными помощни ками Веры Ивановны стали студенты-фрон товики долганин Григорий Попов, ульч Вик тор Ван, эвенк Семен Комбагир, манси Ми хаил Казанцев, нанаец Сулунгу Оненко... И рабфак северных народностей, и Се верное отделение при Герценовском инсти туте, и ИНС были созданы не какими-то от дельными личностями, хотя заслуги многих будут упоминаться историками. Все связан ное с организацией первых школ на Совет ском Севере и с подготовкой кадров нацио нальной интеллигенции исходило из Ленин ской национальной политики Коммунистиче ской партии. Не только обстоятельное письмо Иннокен тия Михайловича в ЦК и обращения в ру ководящие органы страны бывших инсов- цев сыграли решающую роль. Многие з а думывались над тем, где и как обучать се верян. И вопрос этот был решен Постанов лением Совета Министров СССР. При ЛГУ открылся факультет народов Севера, при Герценовском институте — отделение. Пол ностью восстанавливались льготы, которы ми пользовались инсовцы. Созданы были также трехгодичные подготовительные кур сы для лиц коренных национальностей Край него Севера. В педагогический институт имени А. И. Герцена снова поехали маль чики и девочки, окончившие у себя на Се вере семь классов. Направлялись сюда и вчерашние охотники, оленеводы, зверобои, кого на несколько лет оторвала от школь ных парт война. Теперь образовалось два центра подготов ки научных и учительских кадров из среды северян. На Север приходили радостные вести-. Ленинград звал молодежь. Золотая медаль Анны Мыреевой В Якутии и Бурятии, за Анадырем и Нарьян-Маром, на притоках Амура и Тай мыре — всюду стало известно об открытии подготовительных курсов при отделении на родов Севера Герценовского института. Три года обучения на этих курсах под руководством Марии Кероповны Орбели и ученицы профессора Цинциус Нины Иванов ны Гладковой позволяли юным северянам не только пройти хорошую школу, но и оп ределить свой дальнейший путь. ЛГУ готовил историков, лингвистов и экономгеографов. Что привлекало сюда мо лодежь Севера? В аудитории университета приходило теперь ежегодно до пятидесяти северян. Они могли слушать здесь лекции маститых ученых — академика Ивана И ва новича Мещанинова, профессора Владимира Яковлевича Проппа, академика В. Ю. Визе, старейших североведов М. А. Сергеева и И. М. Суслова. Здесь очень хорошо была поставлена работа специальных семинаров. Студенты имели возможность регулярно вы езжать на Север для прохождения полевой практики. Аспирантами ЛГУ стали первый из ханты Николай Терешкин, первый из долган Григорий Попов, первый из нанай Сулунгу Оненко, первый из нивхов Чунер Таксами. Многие выпускники подготовительных курсов предпочитали учиться в Герценов ском, у которого были свои привлекатель-' ные стороны. Студенты чувствовали здесь отеческую заботу заведующего отделением народов Севера 'Гавриила Никандровича Никулина. Здесь, в Герценовском институ те, сохранялись и оберегались лучшие тради ции ИНСа. Здесь был шире выбор будущей специальности. Северянам широко раскры вали двери филологический, физический, математический, биологический, географи ческий, педагогический, художественно-гра фический факультеты. Теперь, почти четверть века спустя, ста рейшие герценовцы профессор Зинаида Ни колаевна Куприянова и доцент Матрена Панкратьевна Баландина часто вспоминают первых послевоенных «приготовишек». Сре ди них были известные теперь писатели на наец Григорий Ходжер, ненец Василий Лед- ков, манси Юван Шесталов. Саам Василий Селеванов впоследствии окончил физико- математический факультет, стал научным сотрудником филиала Академии наук СССР на Кольском полуострове — изучает север ные сияния. Манси Геннадий Бардин — вы пускник Высшего арктического училища, долго работал на Чукотке, защитил канди датскую диссертацию, дважды побывал в научных экспедициях в Антарктике. Запомнилась преподавателям подготови тельных курсов своим прилежанием и усер дием, скромностью и незаурядными способ ностями девочка из Якутии, тунгуска Аня Павлова. Когда ей были вручены аттестат зрелости с пятерками по всем предметам и золотая медаль, она решила без всяких раз думий стать учительницей. Все пять лет, что она училась на филологическом факультете, профессора радовались успехам студентки Павловой. Профессор Василий Алексеевич Десницкий предлагал Ане остаться в аспи рантуре при кафедре русской литературы. Известный диалектолог Надежда Павлов на Гринкова уговаривала ее посвятить себя диалектологии. Аня, получив диплом с от личием, вернулась в свое село обучать тун гусских ребятишек русскому языку и лите ратуре.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2