Сибирские огни, 1976, №5
берга. Рядом с Богоразом во главе северо- ведения стал более молодой, энергичный профессор, член партии с 1917 года, участ ник гражданской войны Ян Петрович Кош кин (Алькор). В 1929 году отделение народов Севера было переименовано в факультет. Учащиеся- северяне перекочевали из Максимельянов- ского переулка на Обводный канал, 7, в зд а ние бывшей духовной Академии. Ровно че рез год там состоялся митинг, на котором в торжественной обстановке огласили исто рический документ о создании первого в истории Института народов Севера. С той поры это учебное заведение стали называть сокращенно ИНС, а учащихся — инсовцами. Сами северяне дали институту еще одно название — «Чудесный чум». Владимир Германович часто вспоминал Штернберга и очень переживал об ушедшем друге по «Народной воле», по революцион ной борьбе, по научной работе. Богораз словно чувствовал, что и ему самому оста ется прожить с инсовцами совсем немного (он умер через шесть лет), и он не давал покоя Кошкину, торопил с публикациями научных трудов весь коллектив ИНСа. ИНС не был высшим учебным заведением. Он представлял собою своеобразный и теперь уже неповторимый учебный комбинат. Сюда продолжали съезж аться «люди в северных одеждах», напоминавшие первых учащихся рабфа ка, которые слушали Богораза у кост ра в Екатерининском парке. Но теперь в Ленинград ехали северяне, окончившие че тыре, а то и семь классов! Первой вузов ской ячейкой в ИНСе стал Северо-Азиат- ский семинарий, который окончили один надцать студентов. Ян Петро-вич Кошкин днями напролет был зан ят «Чудесным чумом», в котором уже ра ботала научно-исследовательская ассоциа ция, состоявшая из лингвистической, исто рико-этнографической, эконом-географиче- ской и педагогической секций. В каждой секций были свои «киты». Ян Петрович умел подбирать ключи к маститым и молодым ученым. Особое беспокойство и заботу про являл он об ученых из самих северян. Пер вым ученую степень кандидата наук полу чил Николай Иванович Спиридонов, взяв ший себе литературный псевдоним Тэкки Одулок. Его пестовали Богораз и Кошкин, а при содействии С. Я. Маршака Тэкки Оду лок опубликовал первую книжку. Литера турный талант его отметили Максим Горь кий, Алексей Толстой, Александр Фадеев. Среди молодых ученых-северян быстро вы делился ненец A h Y oh Петрович Пырерко, окончивший Коммунистический университет трудящихся Востока, громко заявили о себе аспиранты эвенк Салаткин и алеут Хабаров. ИНС готовил выпускников со средним образованием — учителей, экономистов, сог ветских и партийных работников для райо нов и округов Крайнего Севера. Юкагир Спиридонов возглавил окружной отдел на родного образования на Чукотке. Тэвлянто избрали первым членом советского парла мента от чукотских аборигенов, Бадма Б а ранов стал руководителем Комитета Севера при правительстве Бурятии, Андриян Воро нин— председателем Совета депутатов тру дящихся Тунгиро-Олекминского националь ного округа, созданного в 1930 году. Кроме Северо-Азиатокого семинария и аспирантуры, в ИНСе работали подготови тельные курсы из двенадцати групп. В па мяти учащихся навсегда остались имена преподавателей, связавших свою судьбу с просвещением северных народностей. По всюду на Севере знали математика ИНСа Орбели, географа Пяро, словесников Андре- еву-Георг, Подгорскую, Куприянову, Мура тову, Лазуко. Спустя два года после открытия «Чудес ного чума» проходил митинг. Зачитывали приветственные телеграммы, выступали уче ные. Пришли на митинг рабочие двух заво д о в— шефы ИНСа. Богораз, сидевший за столом президиума, поднял руку. Наступила тишина. — Где бубны? — спросил профессор. Все недоуменно молчали, не зная, что от ветить. — Почему нет бубнов? — повторил свой вопрос Владимир Германович.— Ведь вы те перь все стали шаманами, нашими, советски ми красными шаманами. Надо бить в бубны, и пусть звуки их разносятся всюду по тайге и тундре. Пусть услышат звуки этих бубнов все люди на советской земле! Пусть эти звуки радости северных племен и народов услышат мои коллеги за океаном... Ян Петрович Кошкин прервал Богораза и вызвал тринадцать инсовцев. — У тринадцати малых народностей Се вера,— продолжил Владимир Германович,— сегодня родилась своя национальная пись менность. Я верю — и это осуществится очень скоро! — что любое племя на совет ской земле будет иметь букварь на своем родном языке. Я помню первых своих де вятнадцать учеников. Теперь вас, инсовцев, сотни! Мне, старику, недолго осталось жить, но я верю — у чукчей, юкагиров, нивхов, ненцев, манси, нанайцев и долган, у эвен ков и удэгейцев появятся свои ученые, по эты, прозаики и драматурги! И я снова спрашиваю: где же ваши бубны? Оркестр заиграл туш. Зал аплодировал. Богораз, взволнованный, стучал кулаком по столу, подражая ударам бубна, как это бы вает в стойбищах Севера на самых больших праздниках. О чем писал учителю Бэркон Вы спрашиваете меня,— писал инсовец, родившийся в низовьях Лены, своему школь ному учителю,— почему я за семь лет ни ра зу не приехал в родные края. Вопрос этот законный и правильный. Как вам известно, родителей у меня нет, а в год моего отъезда в Ленинград скончался мой брат. Так что я остался круглым сиротой. На самом же деле я не могу считать себя одиноким. Наш ин ститут — единая и дружная семья. У нас учатся представители двадцати четырех м а лых народностей Крайнего Севера, Я никогда не забуду вас, мой дорогой учитель. Вы первый русский человек, подо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2