Сибирские огни, 1976, №5
сандром Ильичей, встретиться не удалось. Я собрался поехать к нему из Москвы в Петербург, где он возглавлял группу наро довольцев, но меня арестовали. Это было в 1886 году. Пантелеймон Баранов дождался, когда профессор кончит говорить, и сделал заме чание брату: — Бадма! И вы все тоже должны знать. Учителя .нельзя перебивать. Когда учитель перестанет рассказывать, можно задавать вопросы. И то надо поднимать руку. Учи тель увидит и сам вызовет. Беседа у костра затянулась. — Я рассказал вам сегодня о целях и з а дачах рабфака северных народностей,— за ключил Владимир Германович,— познако мил вас с порядками в Детском селе и Л е нинграде. Завтра у нас начнутся занятия. Старостой группы назначается Хабаров. На следующее утро собрались северяне на лекции. Расселись в аудитории. За сто лом — уже знакомые Сергей Иванов и Сер гей Стебницкий. Вошел Богораз. За ним еще несколько че ловек. Все встали. — Садитесь, товарищи. От имени Комите та Севера, а также по поручению товарищей Смидовича и Луначарского приветствую и поздравляю вас! Раздались аплодисменты. — А теперь,— продолжал профессор,— познакомьтесь с вашими учителями. Мария Кероповна Орбели будет обучать вас мате матике. А это — Вера Павловна Андреева- Георг. У нее вы станете учиться русскому языку и литературе. Вануйто поднял руку. — О чем ты хочешь спросить? — Вера Павловна Андреева или Георг? — У нее двойная фамилия. Как у меня. Я и Богораз, и Тан. Все рассмеялись. Профессор прошел по классу, останавли ваясь возле каждого северянина. — Учителями будут у вас и студенты. Вернее даже, они будут учить вас, а вы — их. Весной вы вместе с ними поедете в тай гу и тундру и вернетесь с новыми рабфаков цами.— Богораз представил студентов: — Это Юрий Крейнович, он поедет к нивхам на Сахалин. Это — Таисия Петрова. Ее мы к тунгусам пошлем. Сергей Стебницкий на Камчатку, к корякам отправится... * * * Осенью следующего года при Институте живых восточных языков, в Максимельянов- ском переулке, открылось Северное отделе ние. На нем было около ста человек вместе с первыми девятнадцатью учащимися Север ного рабфака. Старостой всего отделения стал ' алеут Хабаров. Преподаватели дивились прилежанию и усердию северян в занятиях. Большие успе хи делал Пантелеймон Баранов. Он даже стал сотрудничать в газете, и когда его пе чатали, собирал однокашников и читал им вслух. В заметке «Люди в северных одеж дах» Баранов писал о Детском селе и пер вой лекции Богораза у костра в Екатери нинском парке, о бывалом человеке Хабаро ве и совсем юном Вануйто, о своем земляке из Бурятии — ректоре Института живых во сточных языков профессоре Амагаеве. Появились надежные помощники у Влади мира Германовича Богораза, которым в не далеком будущем предстояло стать извест ными учеными,— Сергей Васильевич Ива нов, Глафира Макарьевна Василевич, Ва лентин Александрович Аврорин, Юрий Аб рамович Крейнович, Вера Ивановна Цинциус... Рождение письменности Профессор Амагаев, один из старейших коммунистов Бурятии, изредка приглашал в свой кабинет братьев Барановых, Марку- новых и еще одного беловодского тунгуса — Андрияна Воронина. Вдали от Прибай калья Амагаев любил вспоминать родные улусы, ему доставляло удовольствие вести разговор на бурятском языке, которым сво бодно владели беловодские тунгусы. Пантелеймон Баранов обратил на себя внимание лингвистов. Целый год мучили парня, выведывая у него фонетические нюансы в говоре беловодских тунгусов. Его заставляли многократно повторять слова и фразы, уточняли, систематизировали, пере проверяли... В результате появилась науч ная работа «Материалы для исследования говора баргуэинеких тунгусов». Так же «доставалось» и другим учащим ся. И в университете, и в Институте живых восточных языков ученики Штернберга и Богораза кропотливо и детально изучали морфологию, синтаксис и лекоику в языках северных народностей. В отдаленных районах Крайнего Севера молодые учителя, как могли, создавали пер вые рукописные буквари. Инициативу учи- телей кочевых школ поддерживал Комитет Севера в Москве. Помогали энтузиастам и местные комитеты Севера в Якутии и Буря тии, Хабаровске и Красноярске, Новосибир ске и Тобольске, Архангельске и Мурманске. Навсегда останется память в тайге и тундре о первых учителях, которые по воле партии и велению сердца несли народностям Севера свет знания. Это были Семушкин, Скорик, Вдовин и Беликов у чукчей, Рубцо ва и Меновщиков у эскимосов, Аврорин и Путинцева у нанайцев, Стебницкий и Корж, у коряков, Прокофьев, Прокофьева, Вербов, Савельев и Щербакова у ненцев и сельку пов, Кома.рицын, Ришес и Цинциус у эвен ков и непидальцев, Голошубов и Лоскутов у манси и ханты, Черняков у саамов. Патриотический порыв в изучении языков, материальной и духовной культуры север ных народностей оставлял следы в местных культбазах, кочевых туземных школах, сре ди сформировавшейся в Ленинграде боль шой группы ученых-североведов. ...В 1927 году ученые, студенты и учащие ся-северяне проводили в последний путь бывшего народовольца, крупнейшего этно графа и педагога Льва Яковлевича Штерн-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2