Сибирские огни, 1976, №5

сандром Ильичей, встретиться не удалось. Я собрался поехать к нему из Москвы в Петербург, где он возглавлял группу наро­ довольцев, но меня арестовали. Это было в 1886 году. Пантелеймон Баранов дождался, когда профессор кончит говорить, и сделал заме­ чание брату: — Бадма! И вы все тоже должны знать. Учителя .нельзя перебивать. Когда учитель перестанет рассказывать, можно задавать вопросы. И то надо поднимать руку. Учи­ тель увидит и сам вызовет. Беседа у костра затянулась. — Я рассказал вам сегодня о целях и з а ­ дачах рабфака северных народностей,— за ­ ключил Владимир Германович,— познако­ мил вас с порядками в Детском селе и Л е­ нинграде. Завтра у нас начнутся занятия. Старостой группы назначается Хабаров. На следующее утро собрались северяне на лекции. Расселись в аудитории. За сто­ лом — уже знакомые Сергей Иванов и Сер­ гей Стебницкий. Вошел Богораз. За ним еще несколько че­ ловек. Все встали. — Садитесь, товарищи. От имени Комите­ та Севера, а также по поручению товарищей Смидовича и Луначарского приветствую и поздравляю вас! Раздались аплодисменты. — А теперь,— продолжал профессор,— познакомьтесь с вашими учителями. Мария Кероповна Орбели будет обучать вас мате­ матике. А это — Вера Павловна Андреева- Георг. У нее вы станете учиться русскому языку и литературе. Вануйто поднял руку. — О чем ты хочешь спросить? — Вера Павловна Андреева или Георг? — У нее двойная фамилия. Как у меня. Я и Богораз, и Тан. Все рассмеялись. Профессор прошел по классу, останавли­ ваясь возле каждого северянина. — Учителями будут у вас и студенты. Вернее даже, они будут учить вас, а вы — их. Весной вы вместе с ними поедете в тай­ гу и тундру и вернетесь с новыми рабфаков­ цами.— Богораз представил студентов: — Это Юрий Крейнович, он поедет к нивхам на Сахалин. Это — Таисия Петрова. Ее мы к тунгусам пошлем. Сергей Стебницкий на Камчатку, к корякам отправится... * * * Осенью следующего года при Институте живых восточных языков, в Максимельянов- ском переулке, открылось Северное отделе­ ние. На нем было около ста человек вместе с первыми девятнадцатью учащимися Север­ ного рабфака. Старостой всего отделения стал ' алеут Хабаров. Преподаватели дивились прилежанию и усердию северян в занятиях. Большие успе­ хи делал Пантелеймон Баранов. Он даже стал сотрудничать в газете, и когда его пе­ чатали, собирал однокашников и читал им вслух. В заметке «Люди в северных одеж­ дах» Баранов писал о Детском селе и пер­ вой лекции Богораза у костра в Екатери­ нинском парке, о бывалом человеке Хабаро­ ве и совсем юном Вануйто, о своем земляке из Бурятии — ректоре Института живых во­ сточных языков профессоре Амагаеве. Появились надежные помощники у Влади­ мира Германовича Богораза, которым в не­ далеком будущем предстояло стать извест­ ными учеными,— Сергей Васильевич Ива­ нов, Глафира Макарьевна Василевич, Ва­ лентин Александрович Аврорин, Юрий Аб­ рамович Крейнович, Вера Ивановна Цинциус... Рождение письменности Профессор Амагаев, один из старейших коммунистов Бурятии, изредка приглашал в свой кабинет братьев Барановых, Марку- новых и еще одного беловодского тунгуса — Андрияна Воронина. Вдали от Прибай­ калья Амагаев любил вспоминать родные улусы, ему доставляло удовольствие вести разговор на бурятском языке, которым сво­ бодно владели беловодские тунгусы. Пантелеймон Баранов обратил на себя внимание лингвистов. Целый год мучили парня, выведывая у него фонетические нюансы в говоре беловодских тунгусов. Его заставляли многократно повторять слова и фразы, уточняли, систематизировали, пере­ проверяли... В результате появилась науч­ ная работа «Материалы для исследования говора баргуэинеких тунгусов». Так же «доставалось» и другим учащим­ ся. И в университете, и в Институте живых восточных языков ученики Штернберга и Богораза кропотливо и детально изучали морфологию, синтаксис и лекоику в языках северных народностей. В отдаленных районах Крайнего Севера молодые учителя, как могли, создавали пер­ вые рукописные буквари. Инициативу учи- телей кочевых школ поддерживал Комитет Севера в Москве. Помогали энтузиастам и местные комитеты Севера в Якутии и Буря­ тии, Хабаровске и Красноярске, Новосибир­ ске и Тобольске, Архангельске и Мурманске. Навсегда останется память в тайге и тундре о первых учителях, которые по воле партии и велению сердца несли народностям Севера свет знания. Это были Семушкин, Скорик, Вдовин и Беликов у чукчей, Рубцо­ ва и Меновщиков у эскимосов, Аврорин и Путинцева у нанайцев, Стебницкий и Корж, у коряков, Прокофьев, Прокофьева, Вербов, Савельев и Щербакова у ненцев и сельку­ пов, Кома.рицын, Ришес и Цинциус у эвен­ ков и непидальцев, Голошубов и Лоскутов у манси и ханты, Черняков у саамов. Патриотический порыв в изучении языков, материальной и духовной культуры север­ ных народностей оставлял следы в местных культбазах, кочевых туземных школах, сре­ ди сформировавшейся в Ленинграде боль­ шой группы ученых-североведов. ...В 1927 году ученые, студенты и учащие­ ся-северяне проводили в последний путь бывшего народовольца, крупнейшего этно­ графа и педагога Льва Яковлевича Штерн-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2