Сибирские огни, 1976, №5
сколько они были правы, восхищаясь вэипом — пишущим человеком. Долго мечтал Богораз-Тан о том дне, згогда он сможет заговорить в университете та родном языке того, чьи предки в течение •еков выходили победителями ледяной пу стыни. Сбылась мечта профессора. Сбылась • мечта Тзвлянто. Люди в северных одеждах Нельзя сказать, что Тзвлянто и его свер стники ничего не знали и не слышали о больших городах. Много рассказывали их родственникам русские большевики, боров шиеся за установление Советской власти на Чукотке. Удивительные это были рассказы! Тзвлянто, конечно, не видел ни железной дороги, ни трамвая, ни лошадей, коров и овец. Не знал он, как выращивают хлеб и картофель. Как и другие чукчи, не умел плавать и никогда не купался. Зато он хо дил с родными на байдаре в открытое море и бил гарпуном лахтаков и тюленей. Вместе со взрослыми охотниками отправлялся на вельботах к лежбищам моржей и был добыт чиком китового мяса. Тзвлянто не видел, как цветут акации, яблони и груши, но ис пытал не раз силу чукотской пурги и осле пительный свет весеннего солнца в заполяр ной тундре. К началу занятий на рабфаке северных народностей при университете набралось девятнадцать посланцев разных краев Си бири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Ленинградские партийные и советские орга низации откликнулись на просьбу ученых североведов и помогли устроить детей тайги и тундры в Детском селе. Особенно при шелся по душе рабфаковцам Павловский парк. Там, в парке, провел с ними первое заня тие сам чукотский бог Владимир Германо вич Богораз-Тан. На свои деньги он купил у частника пуд •мяса и прикатил все с тем же извозчиком в Детское село. Набравшись смелости, вис лоусый возница спросил по дороге о здо ровье Тзвлянто. — О го-го!— оживился профессор.— Пря- мо-таюи поражаешься хватке всех этих де тей природы. Знавал, знавал я их до рево люции. Смышленый народ. А эти девятнад ц а т ь— все, как на подбор! И Тзвлянто, при ятель твой, такой же. Вырядился в новый костюм, тросточку приобрел. Смотрю — р а з гуливает с тунгусами бело водекими по Уни верситетской набережной! Когда они подъехали к Екатерининскому дворцу, в парке, у костра оидели не только все девятнадцать рабфаковцев, но и русские студенты Богораза и Штернберга. Были сре ди них и будущие талантливые североведы: •искусствовед Сергей Иванов, палеоазиато- вед Сергей Стебницкий, саамовед Захарий Черняков, пиляковед Юрий Крейнович. Завидев знакомую пролетку и усатого воз ницу, Тзвлянто кинулся .навстречу. — Подожди! — крикнул ему вслед Пан телеймон Баранов.— Вернись! Нельзя так. Мы должны вое встать, когда приходит учи тель. Откуда было знать такое Тзвлянто? Пан телеймон все-таки в церковноприходской учился, а для чукчи никаких правил и уста вов не существовало. Профессор шел к костру, придерживая за плечом мешок с мясом. — Здравствуйте, товарищи! — Здравствуйте, Владимир Германович,, — ответил дружный хор. — Молодцы,— похвалил ребят Богораз. — Не забыли ведра с водой прихватить, чтоб от костра пожара не было. Молодцы! Парки надо беречь. Они теперь — достояние народа. Раньше здесь разгуливали самые знатные, самые богатые люди. И царь тут ходил, и министры его, чиновники, офицеры. И вот в этом же парке, возле царского двор ца, вы развели костер, а бывший узник Петропавловской крепости, не раз тонувший на Колыме, старый Богораз, привез вам све жее мясо, которое русские называют говя диной... — У ра!— закричали Сергей Стебницкий •и Захарий Черняков. — Ура-аа! — подхватили остальные. Очень хотел попасть на эту первую встре чу с северянами Лев Яковлевич Штернберг — профессор и тоже, как Богораз, бывший народоволец, да заболел. Беловодокие тунгусы быстро выстрогали шеловуны, на которых обычно жарили у се бя дома хариусов. Им помогали Тзвлянто и Ва.нуйто, в чем-чем, а уж в разделке рыбы и мяса знавшие толк. Тзвлянто подал шеловун с жареным мя сом профессору и заговорил по-чукотски. — Мы ничего не понимаем!— обиженно протянул Хабаров. — Переведи, Сережа,— предложил Стеб- ницкому Богораз. — Сейчас, сейчас,— разволновался Сер гей.— Он сказал, что хотел бы, чтобы у этого костра сидели все береговые и оленные чукчи и видели всех нас — и рабфаковцев, и студентов, и усатого извозчика, который первым встретил Тзвлянто в Ленинграде и привез его в университет. Он хочет, чтобы все родственники северян принимали бы так же радушно Владимира Германовича, как он сегодня угощает всех нас мясом-говя диной. Снова все прокричали «ура!» Профессор сделал знак рукой, призывая к вниманию. В парке стойла тишина. Слыш но было лишь, как потрескивают- сучья в костре. Все придвинулись поближе к про фессору. В сторонке, кроме извозчика, си дели еще какие-то старушки и тоже при слушивались к словам Богораза. Владимир Германович рассказал о Коми тете Севера и его председателе Петре Гер мановиче Смидовиче, о народном комисса ре просвещения Анатолии Васильевиче Л у начарском. Он говорил, что Комитет Севера был создан .по указанию и заветам Влади мира Ильича Ленина... Бадма Баранов не выдержал, перебил: — А вы Ленина видели? •— Видел Владимира Ильича,— подтвер дил Богораз.— А вот с братом его, Алек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2