Сибирские огни, 1976, №5
мола. Я буду изучать у профессора Штерн берга гиляцкий язык. — Спасибо, Маша, вам и вашему коми тету комсомола. Вы понимаете, как это хо рошо? Тунгусы едут! А нет других теле грамм? — Нет,— вздохнула в трубке Маша.— Как только будут, я опять позвоню. ...Богораз родился в местечке Овруч Во лынской губернии. В Таганроге, куда пере ехала семья, вместе с ним в одной гимна зии учился будущий врач и писатель Антон Павлович Чехов. Пятнадцати лет Натан Богораз становится студентом Петербург ского университета. Он примыкает к рево люционно настроенной молодежи, читает марксистскую литературу. После студенче ских беспорядков его арестовывают и не медленно исключают из университета. Над юным народовольцем учреждается гласный надзор полиции. В конспиративных целях он принимает православие, становится Владимиром Гер мановичем (по крестному отцу). Христиан ская вера не помогла — тюрьмы и ссылки всюду сопутствуют ему. В 1886 году Бого раз попадает в Бутырскую тюрьму, а уже через четыре дня шагает по одиночной ка- мере^ Петропавловской крепости... По «вы сочайшему повелению» Богораза ссылают в Восточную Сибирь на десять лет. Перед этапом ему суждено было просидеть шесть месяцев в центральной Московской пере сыльной тюрьме — тех же Бутырках. И вот — этапы, каддалы, каторга и, наконец, «ледяная пустыня» — Колыма. Десять лет тяжелейшей жизни не пропа ли даром. Общение с чукчами, якутами, эвенами помогло Богоразу-Тану стать од ним из руководителей русской этнографи ческой школы. На Колыме им были написа ны «Чукотские рассказы», которые высоко оценил Короленко... Неторопко трусила извозчичья лошадка. Знакомый сивоусый возница тянул негром ко монотонную песню. Богораз вспоминал давнее — участие в Сибиряковской и Дже- зуповской экспедициях. Тысячи километров проехал он зимней стужей по Северу на собачьих упряжках. Позади аресты, тюрьмы, ссылки. Написа ны тома книг о народах Севера, рассказы, повести, романы... Теперь он профессор, избран членом Комитета содействия малым народностям Крайнего Севера, редактирует труды по этнографии. Первым на Северный рабфак явился алеут Хабаров. Высокий, стройный, похо жий на цыгана, этот парень успел многое повидать. Как-то на Командорские острова пришла японская шхуна, и Хабаров нанял ся матросом. После попал в помощники к боцману-американцу. За пять лет плавания по морям и океанам Хабаров почти забыл алеутский язык, немного говорил по-япон ски и английски и едва мог изъясняться по-русски. Вслед за Хабаровым приехал тринадцати летний мальчик Вануйто — ненец с побере жья Белого моря. Затем на Восточный ф а культет привели двух тунгусов, но это были не беловодские. Комитет Севера послал запросы на сорок человек. А сколько приедет? Откуда их ждать? Никто этого не знал. Просили при сылать только грамотных. Наберется ли? Особенно Богораз ждал посланцев Чу котки. Хотя бы одного чукчу! Чукчи не ехали... К осени набралось восемь рабфаковцев- северян. По предложению Богораза их по селили в Екатерининском дворце Детского села. Начались занятия в университете. Богораз работал на этнографическом отделении гео графического факультета с русскими сту дентами, когда, наконец, приехал чукча. Его доставил с Московского вокзала в универ ситет тот же сивоусый извозчик, что часто возил Богораза из Лесного. Чукча — его звали Тэвлянто — не вылезал из пролетки и требовал, чтобы ему отыска ли бородатого Богораза. По-русски ничего не говорит. Письмо показывает. Извозчик сам отправился в университет, разыскал профессора. — Чукчу,— говорит,— вам привез. — Какого чукчу? — не сразу сообразил Богораз. — Тэвлянтой звать. Деньги не платит. Подай ему бородатого Богораза — и баста! Ну, бородка у вас... имеется. И фамилия сходная. Опять же парень — чукча, какой вам требуется. — Брат ты мой! Была у меня борода, да какая еще! Была, когда с ними жил, когда в одной яранге хлеб-соль с ними делил. Богораз припустил бегом по коридору, обгоняя извозчика. — Какомэй! — завопил Тэвлянто, увидев профессора. Богораз смахивал платком слезы. Он закончил лекцию, и тот же извозчик повез в Лесное двух пассажиров. Дорогой Владимир Германович читал вслух письмо, которое шесть месяцев добиралось с бере гов Чукотки в Ленинград вместе с Тэв лянто: — Податель сего письма чукча Тэвлянто из Анадыря командируется по предложе нию Камчатского окрревкома для получения образования в школах Советской России, чтобы, вернувшись по прошествии несколь ких лет к себе на родину, поделиться полученными знаниями со своими соро дичами... Тэвлянто перебивает его, о чем-то рас спрашивает. Профессор отвечает ему. Сиво усый извозчик качает головой, слушая непонятную речь. — Постой! — останавливает Богораз про летку.— Слушай дальше: «Те, кому доведет ся прочитать это письмо,— к Вам глубокая просьба. Окажите Тэвлянто возможное со действие, когда он будет обращаться к Вам по нужде. Он вполне заслуживает этого, ибо является одним из одаренных по своему умственному развитию и любознательности чукчей Анадырьского района». Тэвлянто во все глаза смотрит на «боро датого человека», о котором ему столько рассказывали старики. Он убедился, на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2