Сибирские огни, 1976, №5

Михаил Воскобойников, Заслуженный деятель науки РСФСР ДЫХАНИЕ СЕВЕРА ( К 5 0 -ЛЕТИЮ Л Е Н И Н Г Р А Д С К О Г О ИН С ТИ Т У Т А Н А Р О Д О В С Е В Е Р А ) Письмо, полученное на Белых водах Беловодские тунгусы жили в сорока ки­ лометрах от Баргузина. Баргузин — уезд­ ный город. Баргузин — река, несущая свои воды в Байкал, Баргузин — ветер: Эй, баргузин, пошевеливай вал, Молодцу плыть недалечко... Тунгусы жили на Белых водах сыздавна. Были среди них представители родов галь- дегир, баликагир, тэпкэгир и ашивогат. Все они были язычники-шаманисты. Но вот в 1648 году поставили на высоком берегу Баргузина первый острог, и с тех пор стало проникать в тунгусские стойбища правосла­ вие. Поблизости от тунгусов селились рус­ ские казаки. Потом появились русские по­ селенцы, приехавшие сюда из дальних рос­ сийских губерний. Беловодские тунгусы восприняли от пришлого русского люда де­ ревянные избы. Спустя сто лет переселились в Баргузин- скую долину буряты. Были они из рода эхирит и булагат. Буряты вместе со ско­ том — лошадьми и овцами — принесли с собой ламаизм. И с той поры сидели по ве­ черам беловодские тунгусы в избах и ду­ мали: «То ли сохранять веру в добрых й злых духов и шаманов, то ли в русского бога Иисуса Христа верить, то ли покло­ няться ламам, одетым в красные и желтые орхимжо?» А русские люди все ехали и ехали. Одн^ из них покидали Россию и свои голодные деревеньки, стремясь по доброй воле до­ браться до Байкала, попытать счастья. Д ру­ гих ссылали сюда по милости царя-батюш- ки на вечное поселение. Прямо от Белых вод вырастали русские деревни — Бодон, Суво, Душелан, Уро, Читкан, Агафоново, Толстихино... А там и уездный город Б ар­ гузин появился — столица золотых при­ исков. Ясак, который собирали урядник да уездный начальник, и вера в Христа вошли в жизнь тунгусов. Сперва их силком крес­ тили — и малолетних, и девок-невест. Забы ­ вать стали тунгусы свою веру языческую, а ламаизм шел от них стороной. У многих людей на Белых водах имена двойные пошли — и русские, и тунгусские. А фами­ лии новые в каждом улусе появились — Ларионовы и Гаськовы, Барановы да Во­ ронины... Случалось и так: фамилия Френ- денштейн, а имя — Батор. А царь-батюшка все ссылал да ссылал в Баргузин «государевых преступников». Называли их «политическими». Запомнили тунгусы первого «политического», докто­ ра — детей он лечил на Белых водах, про­ звали его «Добрым Карличем», потому что человек он был отзывчивый, грамотный, толк в болезнях знал и душой приветли­ вый. На самом-то деле два их было Карли- ча, два брата — Михаил Карлович и Виль­ гельм Карлович Кюхельбекеры. Все больше и больше прибавлялось в Забайкалье «политических». Эти ночами напролет книжки читали, с тунгусами раз­ говоры вели, о жизни их расспрашивали, всякие обычаи их в тетрадки записывали. Увезли из Белых вод к себе в Баргузин трех смышленых тунгусских мальчиков, учить русской грамоте стали. Сенокос наступил, ребята из города в свои семьи вернулись. — Что узнал в Баргузине? — спрашива­ ют одного из них.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2