Сибирские огни, 1976, №5
Михаил Воскобойников, Заслуженный деятель науки РСФСР ДЫХАНИЕ СЕВЕРА ( К 5 0 -ЛЕТИЮ Л Е Н И Н Г Р А Д С К О Г О ИН С ТИ Т У Т А Н А Р О Д О В С Е В Е Р А ) Письмо, полученное на Белых водах Беловодские тунгусы жили в сорока ки лометрах от Баргузина. Баргузин — уезд ный город. Баргузин — река, несущая свои воды в Байкал, Баргузин — ветер: Эй, баргузин, пошевеливай вал, Молодцу плыть недалечко... Тунгусы жили на Белых водах сыздавна. Были среди них представители родов галь- дегир, баликагир, тэпкэгир и ашивогат. Все они были язычники-шаманисты. Но вот в 1648 году поставили на высоком берегу Баргузина первый острог, и с тех пор стало проникать в тунгусские стойбища правосла вие. Поблизости от тунгусов селились рус ские казаки. Потом появились русские по селенцы, приехавшие сюда из дальних рос сийских губерний. Беловодские тунгусы восприняли от пришлого русского люда де ревянные избы. Спустя сто лет переселились в Баргузин- скую долину буряты. Были они из рода эхирит и булагат. Буряты вместе со ско том — лошадьми и овцами — принесли с собой ламаизм. И с той поры сидели по ве черам беловодские тунгусы в избах и ду мали: «То ли сохранять веру в добрых й злых духов и шаманов, то ли в русского бога Иисуса Христа верить, то ли покло няться ламам, одетым в красные и желтые орхимжо?» А русские люди все ехали и ехали. Одн^ из них покидали Россию и свои голодные деревеньки, стремясь по доброй воле до браться до Байкала, попытать счастья. Д ру гих ссылали сюда по милости царя-батюш- ки на вечное поселение. Прямо от Белых вод вырастали русские деревни — Бодон, Суво, Душелан, Уро, Читкан, Агафоново, Толстихино... А там и уездный город Б ар гузин появился — столица золотых при исков. Ясак, который собирали урядник да уездный начальник, и вера в Христа вошли в жизнь тунгусов. Сперва их силком крес тили — и малолетних, и девок-невест. Забы вать стали тунгусы свою веру языческую, а ламаизм шел от них стороной. У многих людей на Белых водах имена двойные пошли — и русские, и тунгусские. А фами лии новые в каждом улусе появились — Ларионовы и Гаськовы, Барановы да Во ронины... Случалось и так: фамилия Френ- денштейн, а имя — Батор. А царь-батюшка все ссылал да ссылал в Баргузин «государевых преступников». Называли их «политическими». Запомнили тунгусы первого «политического», докто ра — детей он лечил на Белых водах, про звали его «Добрым Карличем», потому что человек он был отзывчивый, грамотный, толк в болезнях знал и душой приветли вый. На самом-то деле два их было Карли- ча, два брата — Михаил Карлович и Виль гельм Карлович Кюхельбекеры. Все больше и больше прибавлялось в Забайкалье «политических». Эти ночами напролет книжки читали, с тунгусами раз говоры вели, о жизни их расспрашивали, всякие обычаи их в тетрадки записывали. Увезли из Белых вод к себе в Баргузин трех смышленых тунгусских мальчиков, учить русской грамоте стали. Сенокос наступил, ребята из города в свои семьи вернулись. — Что узнал в Баргузине? — спрашива ют одного из них.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2