Сибирские огни, 1976, №5
И она была, польза. Фаску на шинах снимали рабочие отбой ными молотками. Нацелятся, приставят зу било — трык-трык-трак... Еще нацелятся, еще приставят — трык-трык-трык... И так долго-долго. ' «А ведь здесь тот ж е шкиз выручит, толь ко вместо ерша фрезу приладить»,— сооб разил Валентин. Головаст, головаст парень! Получилось опять. Экономия во зремени тройная. Слесарь любой включит шкиз с фрезой — рр-рык, рр-рык... Готово! С дру гого конца так же — ррык, ррык... Ай да Комков! Удалей, хоть и зелен годами! С та рые монтажники ходили вокруг: гляди-кось, сколько лет ладили по старинке, казалось, все испытано, знай рубай, лишь зубила по крепче бери. А оно вот, оказывается... Успех, казалось, должен был придать Валентину уверенности. Ан нет, совсем вдруг малограмотным почувствовал себя. Углубился в непознанные сложности, потя нулся умом дальше. Эге, умишко куцеват. Вершки одни, а за вершками темнота, темнота... И Валентин уволился. Зачем? А чтобы опять туда же, на факультет по тепло возам — в Омск. Главный инженер монтажа Братских энергоблоков Николай Васильевич Затов- ский сказал в напутствие: — Не держу. Р еш и л— поезжай. Но как закончишь учебу — к нам. Не на тепловоз ные генераторы, а на гэсовские. Место мас тера тебе будет уже подготовлено. И нику да больше не соглашайся при распре делении. — Д а я бы так, Николай Васильевич, но вот отец никак не хочет согласиться, чтобы я нарушил семейную традицию. Железно дорожники у нас все. И братья, и сестры, и дед был... — Отца я беру на себя. Уговорим,— по обещал хитроватый Затовский.— Мы для кого делаем электричество? Д ля той же железной дороги. Вот и выходит, связка у нас крепкая, одна как бы отрасль хозяйст ва. Железнодорожники наполовину элект рики, раз питаются электричеством, а мы, электрики, наполовину железнодорожники. Вот с этих позиций и обработаем твоего отца. Верно, отца, Л ьва Кузьмича, обработали, а вот заместителя министра путей сообще ния — не смогли. Тот .разгадал хитрость и натяжку. Приехал в Омский институт, ког да студенты защищали дипломные проекты, сам стал распределять выпускников: того в Хабаровский край, того в Абалаково, на новую, только что отстроенную ветку, того на север Урала, в тундровую местность, где открыты залежи металлов и где надо осва ивать тепловозы. Дошла очередь до Вален тина ' Комкона. В Братск? Не-ет, пото му что... Впрочем, разговор был такой. Ректор .раскрыл па.пку, перебрал листки, , оказал, повернувшись к заместителю ми нистра: — Вот тут вызов на него есть. В Братск. — Ну что ж, можно в Братск, если там нужны , люди,— согласился заместитель ми нистра, откладывая учетную карточку вы пускника,— Специалисты по тепловозам вез де теперь нужны. А Братский железнодо» рожный узел расширяться будет. От него ветки пойдут и в восточном направлении, и в северном. — Не по отрасли его просят,— пояснил ректор.— Не по тепловозам. А в «Спецгнд- роэнергомонтаж». — Ч то ?!— удивление заместителя мини стра было явным, .но, подумав, он спросил у ректора: — А как он?.. Ну, каков он? Характеристика, высказанная ректором, снова привела в расстройство высокого на чальника: — Вы, я вижу, готовы тут разбрасывать ся специалистами. Никаких гидромо.нта- жей! Кадры — ндша основа. В Свердлов ский научно-исследовательский институт пошлем парня. Сегодняшние тепловозы,— продолжал замминистра,— уже не устраи вают ни нас, ни народное хозяйство страны, надо совершенствовать их. Мощность сей час у тепловозов предельная какая? Три тысячи лошадиных сил. А партия ставит задачу поднять мощность тепловозов до двенадцати тысяч. До двенадцати! Пускай этот парень займется исследовательской работой. Ректор вызвал Валентина Комкова к се бе и сухо вручил направление: — Вот, в Свердловск. И никуда больше. Перспектива: кандидат наук, может,— док тор. Надеюсь, вы понимаете? Всё, поезжай те. Желаю успехов. Через год с немногим Валентин все же вернулся на А нгару— помог Затовский, как-то хитро хлопотал через само мини стерство. , — Кандидат наук из тебя, значит, не вы шел,— посмеивались монтажники над моло дым инженером.— Д а и правильно. Какой из тебя исследователь? Практики мы. До пяток! До макушки! Нам чтобы в руках осязать, а не где-то в теориях да гипотезах махать крылышками. — Как сказать насчет... насчет 'практики и теории,— вмешался главный инженер З а товский.— По-моему, в практике нашей ис следовательская струна нужна не меньше, если не больше. Вскоре монтажный участок всем своим артельным. составом из Братска перекатил в Дивногорск. В эту пору как раз я устро ился на монтаж турбин, генераторов, и все, что дальше происходило с героем нашим, было на моих глазах. А было в первую очередь вот что. Рядом с нашей бригадой работали арматурщики. Не совсем чтобы рядом, но и не далеко. К ним идти вдоль берега, за скальную косу, где река, разбиваясь о камни, делала пово рот, там у них двор. По всему двору тре щала, высверкивала сварка, оттуда тянуло духом плавленого металла и огорающих электродов, сварщики нахохлен.но передви гались на корточках по всему двору. Спер ва работали в одну смену, дневную, точнее, не в одну, а в полторы, с шести утра,, когда развиднялось, и до восьми вечера, когда сумрак, усиленный туманом, охватывал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2