Сибирские огни, 1976, №5
Истинно, государь,— с суровой скорбью сказал Федоров.— Мно го греха развелось меж люден... Во многие помыслы пустились люди, пошли вослед похотей своих... Но, государь... Ты помянул святое пи сание... И я помяну... Писано: «Бог во Христе примирил с собою мир, не вменяя людям преступления их, и дал нам слово примирения». Не обуздания, государь, а примирения! Господь не тщился обуздать род человеческий, ибо через насилие не приходят ни к чему истинному... Господь хотел примирить род людской не токмо с собой, но и-самого человека с его присной душой, с его разумом, с его волен, чтоб через самого себя, через свою душу, через свою волю человек сам пришел к добру и благолепию, к миру и согласию. И род человеческий обретет, государь, мир и согласие и утвердит добро, ибо грехи и преступления людские преходящи, а добродетель вечна. — Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать, как писано,— сказал Иван, но уже без той твердости и реши тельности, которая только что была в его голосе. Должно быть, слова Федорова поколебали что-то в нем, расстроили его мысли. Он отошел к дальней стене, свободной от полок с книгами, сел там на лавку , тяжело уперся в нее руками, откинул голову на вздыбившие ся плечи. Неудовлетворенность и смятение — они вдруг, как боль, про явились в нем. Он не стал д аж е скрывать их от дьякона: сидел, отягощенный этим чувством, поддавшийся ему, смотрел отрешенно в потолок и, казалось, не мог д аж е дума ть о чем-нибудь. Д ол г о так сидел, потом подозвал дьякона, повелел ему сесть напро тив, стал говорить: — Знаю, тебя не сбить... И в святом писании, и в филозофин, и в искусности рассуждения, то бишь логике, ты многих заткнешь за пояс. С тобой гораздо говорить и рассуждать, но скажи, оставив логику, оста вив святое писание... Что же, ты и вправду веришь, что миром не пра вит зло и что добро делает человека сильным? Я вот тебе сказал, как я думаю , как разумею.:. Ежели я не настоящ, ежели заблуждаюсь я, то доведи ты мне сие по-своему, по-человечески, оставив святую пре мудрость... — Не просто сие довести, государь... — Пошто же?.. Ежели веришь, ежели истинно веришь, то доведи... Ну как приму и я твою веру! Оборочу свою душу к добру да стану доб ром биться супротив зла, а не злом, как ныне... Мне веди тягостно, тя гостно, дьякон, злом ополчать свою душу. Верь мне... — Верю, государь... Верю и разумею, что тебе тяжко... Тяжче ecexl И как бы я хотел, видит бог, как бы я хотел, чтобы ты не отлучал своей души от добра, чтобы верил в добро и старался о добре!.. А до воды мои... прости меня, государь, толико к чему тебе доводы мои?! Они мои, присные, маленькие... Мне доводов этих хватает, а тебе может не хватить. — Д а , ты прав, дьякон, мне не хватит твоих доводов,— вдруг по суровев, сказал Иван, и в его голосе вновй зазвучала прежняя сокрушаю щая настырность.— Я уж; столько собрал их!.. Всю свою жизнь я соби раю сии доводы, и вся моя жизнь — довод... Однако и сего не хватит мне, чтобы превысить все зло, что я вижу окрест. И потому я отверг доб ро! Не в добре истина, и не добром оправдается человек. Писано веди: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не гре шил бы». С т ал о быть, добро не совершенствует человека, не отвращает его от греха, и, стало быть, не в нем, не в добре, спасение, и не к нему должен стремиться человек, не им оправдывать себя, но единственно пр а в о т ой .• — Христос мог бы уничтожить всех своих врагов и силою утвердить 8 . Сибирские огни № 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2