Сибирские огни, 1976, №5
— Прав? — опешил Иван и смутился, совсем как мальчишка, на- мнивший себе излишних страстей .— Тогда пошто... скажи , пошто... все мы (со страшным усилием выдавил Иван из себя это «мы») поступа ем так? — Живет, государь, в человеке извечная ж аж д а добра... Всяк ж аж дет обрести его, пусть не в себе, но в иных. Понеже тяжко, государь, жить со злом — и со своим присным, и, пуще всего, с чужим. Вот всяк и прилежит о добре, кто и делом, а кто лише словом. Не каждому веди дано достать истинного добра!.. Но каждый верит, что, может быть, то, чего не удалось ему, удас т ся другому, что, может, другой окажется сильней, стойче, честней,, истинней. Потому отец наставляет сына в добре... пусть не образом души своей, но хотя бы словом, ибо писано: не удерживай слова, коли оно может помочь. Человек верит, государь, и хочет верить, и будет верить, что истинное добро достижимо. Он не искрен в добре, но искрен в желании его. — Вот, вот истинное во всем слове твоем,— нахмурился Иван, в нетерпении выслушав долгий ответ Федорова .— В желании добра, и, как преже рек, не в себе, но в иных... В иных токмо! Понеже в себе самом, своего присного добра никто же не хочет и не ж аж д е т иметь! Своим присным добром не проживешь, а чужим проживешь! И всяк, всяк ве дает сию нехитрую истину. Иван еще сильней нахмурился, понурился и принялся ра схажива ть по палате взад-вперед, изредка поглядывая на молчавшего Федорова, пристально так поглядывая и настороженно, словно боясь, что тот вдруг куда-нибудь денется, исчезнет, и он не сможет высказать ему всего, что надумал. Федоров молчал и тоже изредка посматривал на Ивана. Взгляды их иногда встречались, и тогда каждый из них торопился первым о т вести глаза в сторону: Федоров по вполне понятным причинам — ему как холопу не дозволялось смотреть в царские глаза, а И в а н — Иван стремился спрятать свое царское, не выпинать его перед дьяконом, с т а рался ослабить его, приглушить, отстранить от себя, заслонив своим человеческим, и тем самым как бы уравнять дьякона с собой, чтобы иметь возможность на равных вести с ним спор. — Человек — яко тот волк алчный!.. Все норовит вырвать у другого из пасти кус, не то вовсе пожрать ближнего своего,— ска зал Иван, останавливаясь перед Федоровым , сказал твердо, решительно, у б еж денно — и спокойно, как о чем-то давным-давно известном,— И добро ему потребно токмо в других, чтобы легче было у них тот кус вырывать! — Прости, государь,— тихо сказал Федоров, опуская глаза, и от этого тихого «прости», о т покорно опущенных глаз, м ежду ними опять пролегла разделяющая их пропасть,— Прости, но то голос надсаженной души твоей. То не голос разума... Не может думать т ак человек. Иван хмыкнул и отошел от Федорова, нехотя отошел, и как будто д аж е с сожалением, словно хотел, но был бессилен еще хоть на мгнове ние продлить ту короткую, уравнивавшую их .близость, разрушенную дьяконом. Отошел и, не оборачиваясь, сквозь суховатый смешок сказал: — Экие вы все попы! В ам речешь: баба!.. А вы: дьявол во плоти! Вам кукиш под нос, а вы: свят, свят!.. «Не может т ак думать чело век!» — передразнил он Федорова .— Не может — и вся ваша мудрость! Не прелюбодействуй! Не убий! А он думает... человек... Прелюбодейст вует! Убивает! И пошто?.. Пошто? По то, что господь заповедал сие человеку истинному, совершенному духом и разумом , чистому в начале своем, как его задумал он и создал. Вот какому человеку вещал гос подь! Но где тот человек? Где нынче на земле тот человек, коего бог соделал образом бытия своего? Где он, тот, кому быть начатком его, божьих, созданий? /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2