Сибирские огни, 1976, №5
.ским, как снова возвращаются Шуйские, прогоняют Вельских и вновь принимаются гнуть свое: гнут — не парят, п ер ел ом я т— не т ужат ! Кто, бы ни возвышался, кто бы ни приходил к власти — Шуйские, или Вельские, или Глинские, все они первым делом торопились набить свою мошну. Особенно алчны и ненасытны были Шуйские. Столько на терпелись от них московиты, что, когда Иван, только-только начавший оеознцвать свое положение и власть, решился пресечь своеволие Шуй ских и выдал одного из них — Андрея Шуйского — псарям, убившим его и бросившим растерзанное тело на торговой площади, они отсекли мертвую голову бояр скому первосоветнику и, водрузив ее на длинный шест, целый день ходили с .ним ликующей толпой по Китай-городу, по Зарядью , по посадским слободам и сотням. Радовались московиты: зна меновала им голова боярского первосоветника, что с возрастом великий ■князь обретет и твердость, и силу, и самостоятельность, возьмется пра вить сам — своей рукой, и оборонит их от злого своеволия бояр. З ар о дилась в «их н адежда — н ад ежд а на лучшую долю, на избавление от мытарств, от вековечной нужды , о т зла и обид, которые они терпели ют сильных,— и они жили этой надеждой, тешили себя ею, ободряли — и отмщали, и ждали , затаенно, сурово, мучительно ждали того заветно го часа, когда должны были сбыться их чаянья, и ради этого часа вновь терпели, терпели, терпели... Много еще довелось им хлебнуть горя (и поныне не расхлебали они е г о ! ) , но они терпели и верили, сами не знали — почему, но верили, сле по и свято, что именно он, этот гос ударь и этот человек, в тринадцать лет -отважившийся казнить своего первого боярина, а в семнадцать — о б ъ явить себя царем ,— именно он избавит их от вековечного горемычья, обид и лихого насилия сильных. С этой верой они шли за ним на Казань, с этой верой добывали ему Астр а х ань , ср аж али с ь со шведами под Выборгом, гибли в болотах и топях Ливонии, на стенах ее крепостей... Они верили ему д аж е тогда, когда терпели от него — нередко больше, чем от бояр,— когда он каз нил их, взроптавших, непокорных, отчаявшихся, верили — быть может, потому, что им больше не в кого было верить на этом свете. Он был их ■единственной надеждой , и все, что мог бы сделать для них он,— мог сде лать только он, чего не смог бы сделать он, никто другой не сделал бы подавно. Тридцать лет почти беспрестанных войн, внутренних смут, распрей, у собиц — тяжелыми веригами отстрадали , оттерпели они их на себе, кровью , слезами и потом освятили свою веру, свою надежду, свою меч ту, и вот им показалось, что наконец-то они дождались... Царь поупра вился со своими внешними врагами, теперь настал черед внутренних... Начнет теперь он вырывать, выкорчевывать с корнем всю злую нечисть, что развела сь на русской земле, разжировалась, растучнела на ее крови, на ее поту, возьмется выводить, вытравлять бесправедье, насилие, при мется очищать свой ' дом от ядовитой скверны лихоимцев, лжецов, хапуг... С этими мыслями, с этими чувствами, с этой обострившейся уверо- ванностью они встречали его на Арбате. О тликовав и придя в себя от пережитых радостей, они вновь стали ждать, но как непохоже теперь это было на их прежнее ожидание, и как непохожи они стали сами... Раньше московит-простолюдин, идя по Китай-городу, по З аряд ью иль по Ар б а т у , все больше к краю, к з або рам ,-ко дворам жался , подальше о т середины — середина улицы была не для него... Посередине ездили знатные, вельможные — верхом, в с а нях, в т а п к а н а х ', и все «а рысях, опрометью... Окажи сь ненароком на 1 Т а п к а и а — экипаж, карета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2