Сибирские огни, 1976, №4
того пуще, евангелие святое толковать по своему же уразумению. Сло во, пространне излагающе настроения и бесчиния царей,— его-же, Мак симовой, рукой писано... «Несть боле мудрых царей и ревнителей отца небесного!! Все живут для себя лише и лише о расширении своих дер жав помышляют!!. Друг на друга враждебно ополчаются и льют кровь верных народов, а о церкви Христа-спасителя, терзаемой и оскорбляе мой от неверных, ни мало не пекутся! Как не уподобить окаянный наш век пустынной дороге?!.». Вон како кипела негодованием душа просве щенного инока!.. К турским пашам да и к самому царю турскому грамо ты посылывал, подымая его на нас! И речи подлые говорил многим лю дям нашим, деи, быти на земле русской салтану турскому, занеже сал- тан не любит сродников царегородских царей1... Так не грешен ли, не преступен ли и не скорбен ли разум, познавший науки, но не познавший праведности и не обретший благолепия? За истину ли подъемлется он? И ведет ли к истине многая мудрость? Ан как уводит она от истины?! — Суть изумления 2 римского еретика Иеронима все писания и дер зости Максимовы,— сказал с угодливой и гневной подобострастностью Левкий, подлаживаясь к Ивану.— Иеронима Савонарола, коего даже папа, сам отступник божий, и тот повелел предать огню. — Пусть им,— сказал жестко Иван.— Не нашего они племени, не нашего языка... Не велика досада! Но велика будет глупость и оплош ность наша, коли собственных подобных заводить станем. Были уж у нас Башкины, да и иные есть — и поныне! И малая ученость не пошла им впрок... Ни польз, ни добродетелей не приимела вера наша от них, и государство наше... Один урон и разврат! Что же, нынче своей рукой новых творить станем? — Не гораздо то!..— бодливо тряснул головой Варлаам, так что даже клобук его набекренился.— Потворы творить искушениям дьяволь ским— преступно! Воспяшати 3 тем искушениям — осе истинное благо деяние, государь! — А вот и бояр попытаем,— с заумной расчетливостью бросил Иван, делая вид, что слова Варлаама не больно много значат для не го.— Вот ты, боярин...— приклонился он к Глинскому,— скажи нам свое мнение. Не обинуясь скажи... Ан как не настоящ я?.. Иль намеренн'о все так измыслил? — Что ж сетовать, государь, на кознования ума человеческого? — неохотно ответил Глинский.— И тело, и душу, и ум человеку — все веди бог сотворил, и каждой части пищу свою предопределил: чем питаться телу, чем душе, чем разуму... Глинский говорил с неохотой, но откровенно и прямо, не кривя ду шой... От усталости, от глубокой надломленности и смуты в своей соб ственной душе и от безразличия ко всему говорил так Глинский. — ...Разум питается знаниями... Сие от бога, государь, и непрелож но сие, ибо и «а небе \и на земле все разумно... И бог сотворил человека по своему образу и подобию — разумным... Не хотел он видеть человека неуметелем и невеждой, темным и диким, подобно зверю. Ибо не прихо дит зверь к богу, а человек пришел... И познал его!.. И просветился. Слепой не ведает куда идет, но разум человека — глаза его... Иван растерянно и зло потупился — не ждал он от Глинского тако го и не готов был к этому... Однако не перебивал, слушал — гордыня брала верх над злобой. 1 Ц а р е г о р о д с к и е — Великий князь Иоанн III был ж енат па греческой к н я ж не Софье П алеолог — племяннице последнего Византийского императора. П осредст вом этого брака великие князья московские вошли в родство с византийскими (царе- градским я) (императорами. 2 И з у м л е н и я — здесь: сумасшествия. 3 В о с п я ш а т и — препятствовать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2