Сибирские огни, 1976, №4
Есть иная заповедь, истинная, непреложная: зри, свет, который в тебе, не есть ли тьма? Вложи сию заповедь себе в душу!.. — Преимущество мудрости перед глупостью, как света перед тьмою, и у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме. Сие та кож истинная и непреложная заповедь, государь!.. — Сердце мудрых — в доме плача, княжич, а сердце глупых — в доме веселья,— с прежней щадящей назидательностью, но уже сурово и неприязненно бросил Иван.— Я позвал вас на пир, на веселье, дабы почтить и потешить вас, да вовлек ты меня, княжич, в нудную беседу... Проповеднику уподобился я... скучному, хоть и терпеливому... Поглянь, все уж истомились от нашей беседы... И я истомился... — Стало быть, государь, не благословишь ты меня... и не отпустишь в иноземные школы? — Не пущу! — тяжело и безжалостно сказал Иван.— Не пущу, княжич!..— Голос его напрягся, стал холоден и властен — ничего добро го уже не сулил он.— Ученость твоя, умудренность — чем она обернет ся? Во многой мудрости много печали... Нешто мало скорбей на земле нашей, у племени нашего?.. И от мрака нашего скорби наши, но и от мудрости також... Мудр наш народ, крепок его разум, дерзок, кощун ствен... Ты тому прилог не гораздый ли?!. Без наук, без иноземных школ — вон како разум твой ополчил тебя супротив самого святого — супротив заветов отних!.. Кличет он тебя в чужие земли не для того, чтобы пора зить врагов наших, не для того, чтобы вызволить из плена вотчины на ши древние и братьев христиан наши:... Корыстен зов разума тзоего! — с негодованием выкрикнул Иван и, как будто сорвав голос от этого вы крика, перешел на шепот: — Кличет он тебя ради преходящего, суетно го, скорбного./. Куда повлечет твою душу твой изощрившийся разум?.. Что закоренится в ней?.. Добро или зло? Не уподобишься ли ты иным вельми ученым мужам, иноземные школы прошедшим и нашим пожа лованием и добротой нашей призретым, но супротив нас же, государей, и навострившим свой кощунственный и дерзкий разум?! — Иван с над рывом привздохнул, натопорщил плечи, сильней сжимая себя сплетен ными на груди руками... Как будто зябко ему стало или страшно.— Му жи те презело просвещенны были... Мудры... Нам, грешным, позавидо вать стать мудрости и просвещенности их. Мы их служить призывали, польз и добродетелей от них ждали, уповая на их великую просвещен ность... А они, душу с разумом в разладе держа, в негодном и дерзком измышлялись... Писания обличительные составляли... И не было бы ве ликой беды от тех писаний, да попадают они на глаза темным и глупым людям... Мудрый мудрому не указ, не светоч, ибо всякий мудрый себе на уме, а глупый уловляется сетями мудрых. И возмневает глупый себя прозревшим, и починают кипеть в нем страсти, и приключается беда... Великая беда!.. С кровью, с муками, с изуверством!.. Сын подъемлет руку на отца... брат на брата... христианин на христианина... Умножаю щий познания, умножает скорбь. — Истинно, государь,— качнул подобострастно головой Варлаам. — Досель, однако,— возвысил голос Иван,— все больше иноземцы, пришельцы от чужих языков, смушали русскую душу своими мудрова ниями и ересью... Явился в бытность деда нашего из Киева в Новыград ученый иудей Схария и пустил по русской земле злую поветрь — ересь жидовсгвующую... И многие в ту ересь поползнулись. Чему учили смрад ные?!. Троицу святую единоначальную отвергать, Исуса Христа, бога нашего, богом не почитать!! А после явился на нашу землю гречин Мак сим, инок афонский, отцом нашим призванный на доброе дело— книги святые греческие нашим языком переписать. И на что вознамерился пришелец тот афонский, навостряемый умом своим, науками извращен ный?!. Книги служебные исправлять по своему разумению и почину да,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2